Войти
Женская территория
  • Средства для купания новорождённых
  • Виды мужских стрижек — от древности до наших дней
  • Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы
  • Ишемический инсульт в бассейне задних мозговых артерий Ишемия средней мозговой артерии
  • Как накрутить волосы на термобигуди, используя для создания различных видов кудрей Накрутить волосы на термобигуди
  • Можно ли во время месячных ходить на похороны и кладбище
  • Белая баба призрак. Русские суеверия. Белая женщина. Девушка с кладбища Воскрешения

    Белая баба призрак. Русские суеверия. Белая женщина. Девушка с кладбища Воскрешения

    "ПРИВИДЕНИЕ В БЕЛОМ"

    Москвичке Ольге Блиновой сорок лет. А в ту пору, когда в ее жизнь внезапно вторглось чуждое, было ей ровно тридцать.

    Вот в этой самой комнате все и произошло, - сообщила она мне, когда по приглашению Блиновой я оказался у нее дома. - Просыпаюсь глубокой ночью от того, что кто-то громко окликнул меня по имени. Вижу, стоит возле изножия кровати фигура в белом одеянии, похожем на ночную рубашку, ниспадающую с плеч складками. Судя по специфическим приметам в облике фигуры, это была женщина. Я не успела толком разглядеть ее лицо. Фигура медленно растворилась в воздухе… Я как закричу во всю глотку! Весь дом переполошила. Муж долго успокаивал меня, а мама отпаивала валерьянкой. На следующую ночь "привидение в белом" вновь навестило наш дом. Вместо головы у призрака было нечто вроде туманного овала, что особенно поразило меня, особенно запомнилось. Проснулась как от толчка, а "привидение в белом" стоит возле моей постели. Вдруг оно исчезло. Я же почувствовала в следующий момент, как к подошве моей правой ноги, торчащей из-под одеяла, прикоснулось что-то маленькое, круглое, величиной с теннисный шарик. Оно было теплым. Шарик, крутясь, стал медленно катиться вверх по ноге, вкатился под одеяло. И я потеряла сознание. Утром очнулась в крайне скверном самочувствии. Голова раскалывалась от боли, во всем теле была страшная усталость.

    Кто-то посещает меня по ночам два-три раза в месяц, - рассказывает Ольга Уколова из города Ступино Московской области. - Просыпаюсь всякий раз от сильного ощущения страха. Гляжу, "он" стоит рядом, похожий на дымчатую тень, а его рука протянута к моей голове. Чувствую, та рука вцепляется в мою косу… Как дернет он за косу! А я как закричу! А он опять как дернет! И - нет его. Исчез..

    Отрывок из письма Людмилы Косенковой, присланного мне из города Зарафшана, что в Узбекистане:

    "Моя престарелая соседка - в панике. На днях к ней дважды являлся призрак. Оба раза - среди ночи… Женщина проснулась от того, что захотелось ей сходить в туалет. Выходит она в коридорчик, ведущий на кухню. Глядь, а в кухне стоит высоченный верзила. Его голова скрыта за притолокой двери. Видны лишь плечи и тело. Старушка так перепугалась, что кинулась из собственной квартиры вон и стала стучаться в дверь соседней квартиры - нашей. Пришлось нам с мужем оставить ее ночевать у нас. На следующий день поздним вечером по просьбе этой перепуганной старушки прибыли к ней на ночевку ее дочь с мужем. И опять я была разбужена среди ночи стуком в дверь. Открываю дверь. На пороге стоят все трое - соседка, ее дочь и муж последней. Дружным хором, перебивая друг друга, они говорят - мол, какие-то шумы, несшиеся с кухни, разбудили их. Отправились они втроем, плечом к плечу, на кухню, а там, видят, высится недвижимо и молча гигант ростом под потолок. Они наблюдали его неподвижную фигуру в течение трех-четырех секунд. Потом видение сгинуло, исчезнув без следа… Вот такая странная история".

    И еще одна не менее странная история, поведанная Еленой Козленко из Челябинска:

    В течение месяца со мной происходили чудеса, когда жила я на старой квартире. Напуганная ими, поспешила обменять квартиру на ту, в которой живу сейчас. И чудеса как ножом обрезало. Они не переехали следом за мной на новое место моего жительства… По вечерам около одиннадцати часов стало навещать меня на той - старой - квартире некое существо, появлявшееся невесть откуда. Похожее в общем-то на мужчину, оно было с ног до головы голым и волосатым. Даже рожа у этого демона вся обросла густыми волосьями. Когда он внезапно - на ровном месте! - появлялся из ниоткуда, в комнате возникал сильный запах сгоревшей электропроводки. Волосатый монстр подходил ко мне и осторожно гладил своей лапищей, поросшей шерстью, по моей руке. Потом существо исчезало, растаяв в воздухе. И так продолжалось изо дня в день.

    А вот письмо, пришедшее буквально только что - именно в тот мартовский день 1998 года, когда я перепечатывал начисто на машинке материалы, представленные на двух предыдущих страницах этой моей книжки. Пишет Александр Бочаров из города Братска Иркутской области:

    "У моего отца есть близкий друг, в жизнь которого пришла недавно большая беда. Скоропостижно скончалась его жена. Все мы, Бочаровы, хорошо знали эту женщину. Вместе со своим мужем она неоднократно бывала у нас в гостях… Прошло две недели после ее смерти. 10 августа 1997 года моя бабушка прилегла днем отдохнуть на диван. Возле противоположной стены в комнате стояла кровать, застланная покрывалом. В соседней комнате находилась невестка. И никого больше в тот момент не было в доме".

    Итак, старушка лежала на диване… Вдруг открылась дверь, ведущая в комнату, где пребывала невестка, и через порог переступила некая дама. По словам бабушки, "она была в длинном белом балахоне, переходившем выше плеч в конический, тоже белый колпак, скрывавший лицо". Дама бесшумно подошла к лежавшей на диване старушке, вскинула вверх свои руки, спрятанные в широких складках балахона, и раздвинула не менее широкие складки на белом колпаке, торчавшем над ее плечами. Бабушка увидела в щели, образовавшейся на колпаке, женское лицо.

    Она мгновенно узнала ту, которая в упор смотрела сейчас на нее тяжелым немигающим взором. Это была покойная жена приятеля ее родного сына, отца Александра Бочарова! Бабушка тихо ахнула и, вознеся руку ко лбу, истово перекрестилась. "Привидение в белом" тут же исчезло, будто сквозь пол провалилось.

    В следующую секунду опять открылась дверь, и в комнату вошел невысокий коренастый мужчина средних лет. Он был одет во все черное. Бросив на старушку хмурый взгляд, "человек в черном" негромко спросил:

    Где она?

    Бабушка поняла, что он имеет в виду "женщину в белом". Сбитая с толку, не понимающая, что происходит, она стала растерянно озираться по сторонам. В самом деле, где "белая женщина"? Куда подевалась?

    Бросила бабуля взгляд на кровать, стоящую в комнате возле противоположной стены. И видит - лежит на ней кто-то, укрывшись с головой покрывалом, хотя минутой ранее никого на той кровати не было. "Мужчина в черном" тоже посмотрел туда, куда глядела старушка.

    Он быстро подошел к кровати и приподнял покрывало на ней. Бабушка увидела - под покрывалом лежит на постели "белая дама".

    "Мужчина в черном" громко, отчетливо проговорил:

    Ага! Попалась!

    Что произошло дальше - чем закончилось "выяснение отношений" между мужчиной и женщиной, бабушка не знает. Несмотря на почтенный возраст, она птицей взлетела с дивана и опрометью кинулась из комнаты вон. Вбежала в соседнюю комнату. А там сидела возле окна в кресле невестка, читала книгу. Бабушка дрожащим голосом спросила:

    Ты зачем пустила в дом двух этих? И кто они такие, а?

    Каких "этих"? - переспросила удивленно невестка. - Никого я в дом не пускала.

    Старушка призадумалась, не зная, что и сказать. А невестка вдруг тихо взвизгнула от страха.

    Бабушка обернулась. Она увидела: дверь, ведущая в комнату, которую наша старушка только что в панике покинула, стоит нараспашку. А на ее пороге замер тот самый коренастый "мужчина в черном". На его губах застыла какая-то нехорошая кривоватая усмешечка.

    Ну, тут бабуля совсем уж окончательно растерялась. После ответной удивленной реплики невестки на ее вопрос она было решила, что оба загадочных визитера просто померещились ей. Но тут видит - невестка пялится в ужасе на незнакомца. Стало быть, он - реальное существо, а не некая старческая галлюцинация.

    Глядя на таинственного незнакомца, решительно не понимая сути происходящего, бабушка, по ее собственным словам, "со страху брякнула":

    Зачем она пришла? Ну, эта… Покойница…

    "Мужчина в черном" хмыкнул. Потом сказал:

    За долгом она приходила. Твой сынок, приятель мужа покойной, месяц назад занял у нее деньги. Вот она и хотела получить с него должок.

    Незнакомец коротко хохотнул.

    Да какой долг можно получить сейчас с твоего вконец обнищавшего сына? - молвил с сарказмом он. - Сама знаешь, он сидит без денег. Уже полгода не получает зарплату, как и все его сослуживцы… Лютые времена стоят в России! Безденежные для простых людей! Не платят зарплаты им. Почти все простые люди голодают… Вот я и кинулся с того света за этой дурой следом, чтобы привести ее, жадину, в чувство. Ну совершенно обалдела баба! Хочет стребовать должок с нищего, с голодающего.

    Обе женщины бросились в соседнюю комнату, но не обнаружили там "привидение в белом". Оно тоже, как и "мужчина в черном", исчезло.

    А. Бочаров пишет: "Можете себе представить, какое впечатление произвело это дикое происшествие на бабушку и на невестку, в каком шоке обе они были! С того дня миновало уже больше чем полгода, а они все никак не могут забыть случившееся - то и дело вспоминают о нем".

    Из книги Загадочные явления автора Резько И.

    Из книги От тайны к тайне автора Прийма Алексей

    НЕЗНАКОМЕЦ В БЕЛОМ ПЛАЩЕ Вера Прокофьевна Н. из Киева, просившая не указывать ее фамилию, сообщает в своем письме:"Приехала ко мне однажды в гости приятельница. Сели мы с ней ужинать, а времени было уже половина одиннадцатого. Вдруг слышим, открывается дверь. Потом

    Из книги Повседневная жизнь колдунов и знахарей в России XVIII-XIX веков автора Будур Наталия Валентиновна

    Из книги Тайна Воланда автора Бузиновский Сергей Борисович

    1. «В БЕЛОМ ВЕНЧИКЕ ИЗ РОЗ…» Устами своего героя Булгаков предостерегает читателей:«Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого, драгоценнейший страж! Вы можете ошибиться и притом весьма крупно». Так и оказалось: в булгаковскую Москву явился герой, удивительно

    Из книги Меж двух миров автора Фодор Нандор

    14. «В БЕЛОМ ПЛАЩЕ С КРОВАВЫМ ПОДБОЕМ» «Казни не было», - говорит булгаковский Иешуа. И Воланд подтверждает: «…Ровно ничего, из того, что написано в евангелиях, не происходило на самом деле никогда». Это, конечно, не новость: мусульмане, к примеру, убеждены в том, что Иисус

    Из книги XX век. Хроника необъяснимого. Феномен за феноменом автора Прийма Алексей

    Человек, который укусил привидение Каждый уважающий себя журналист знает: если человека искусала собака, это не новость. Вот если бы собаку искусал человек… Но как вам понравится новость о человеке, укусившем… призрака? Не удивлюсь, если узнаю когда-нибудь, что в

    Из книги Москва мистическая автора Коровина Елена Анатольевна

    ЖЕНЩИНЫ В БЕЛОМ Таинственные «фигуры в белом» герои многих контактных сообщений, полученных мною по почте либо в ходе устных опросов очевидцев их проделок.Рассказывает москвичка Ирина Никифорова:Впервые белый призрак появился в моей квартире в феврале 1979 года. И с той

    Из книги Алхимия / Нотр-Дам де Пари автора Гюго Виктор

    Призраки архитектора и девушки в белом Из полутемной залы, вдруг, Ты выскользнула в легкой шали - Мы никому не помешали, Мы не будили спящих слуг… Осип Мандельштам Конечно, купец Николай Игумнов постарался забыть мрачное пророчество тезки-самоубийцы. Тем паче что на

    Из книги Какими мы станем после смерти автора Ковалева Наталья Евгеньевна

    VII. Монах-привидение Знаменитый кабачок «Яблоко Евы» находился в Университетском квартале на углу улицы Круглого щита и улицы Жезлоносца. Он занимал в первом этаже дома довольно обширную и низкую залу, свод которой опирался посредине на толстый, выкрашенный в желтую

    Из книги Величайшие загадки аномальных явлений автора

    Привидение в телестудии В феврале 1977 года Джефф Баркер, 55 лет, был доставлен в больницу в шоковом состоянии. Причиной этого было малокровие, из-за которого Баркеру делали регулярные переливания крови. Однако на этот раз пациенту не сделали переливание вовремя, что и

    Из книги Привидения среди нас автора Ильин Вадим

    ПРИВИДЕНИЕ В ДОМЕ АКСАКОВЫХ В доме–музее классика русской литературы Сергея Аксакова, прославившегося «Записками об уженье рыбы», «Записками ружейного охотника» и «Детскими годами Багрова–внука», появляется привидение. Фигура сурового старика с «горящими глазами»

    Из книги Тени старинных замков автора Артур Роберт

    Как искать привидение Техника поиска и обнаружения привидений разработана энтузиастами этого рода занятий достаточно хорошо и успешно применяется на практике. В сущности, она весьма проста. В том месте, где предположительно обитают привидения, нужно не спеша бродить с

    Из книги Язык символов [Сборник статей] автора Коллектив авторов

    Из книги Пророчества знаменитых ясновидящих автора Пернатьев Юрий Сергеевич

    Юноша на белом коне Эта история началась очень давно – почти 17 веков назад. Тогда, в 303 году от Рождества Христова, знатный каппадокийский юноша по имени Георгий, занимавший высокий пост в римской армии, был подвергнут пыткам и казнен за проповедь христианского учения…А

    Из книги «Тарелки» над Кремлём автора Непомнящий Николай Николаевич

    Всадник на белом коне В 1925 году Вангу определили в дом слепых в сербском городе Земуне, где она прожила три года. Здесь девочку учили вязать, шить и стряпать, обучали азбуке для слепых и занимались с ней музыкой… Однако после смерти мачехи ей пришлось вернуться домой,

    Из книги автора

    ВИДЕНИЕ ИЛИ ПРИВИДЕНИЕ? Дело было в 1949 году. В Хмельницкой области, в селе Плэтно, что в пяти километрах от Шепетовки. В селе есть ложбинка, где близко подходят подземные воды, и там построили колодец. Глубина его - не более 50–70 сантиметров: видно всё, что лежит на дне, и даже

    БЕЛАЯ (БАБА, ДЕВКА, ЖЕНЩИНА) — явление смерти в образе женщины, девушки, покойница, предвестница несчастья, водяной дух, видение, призрак, угрожающий жизни человека.
    «Белая женщина в белом саване является тому из семьи, кто скоро умрет» (Ворон.), «После бани помрочило — бела, высока показалась. Я воскресну молитву зачитала, и все исчезло» (Мурм.), «Стоит белый человек — простыня вот так накинута» (Новг.).
    «Предвестник в белом» (в белых одеждах, белом балахоне, чаще всего очень высокий) — один из самых популярных персонажей поверий в XIX и XX вв. В рассказе начала XX в. из Архангельской губернии явление женщины в белом на повети предшествует кончине девушки. В современном повествовании одетая в белое женщина выходит на дорогу и предсказывает будущее: «Слух пустил кто-то... Будто один шофер ехал, вдруг машина резко остановилась, он видит: женщина идет. Одета во все белое. Подошла и просит его купить белого материала с полметра.
    — А как купишь, сюда же приезжай. Потом рассчитаемся. Он съездил, купил. <...> А как проезжать стал то место, машина опять остановилась. Спрашивает его:
    — Купил? — Он отдал материал. — Что хочешь теперь проси, все исполню.
    Он перетрусил, не знает, что спросить. Потом сказал первое, что пришло в голову:
    — Война будет?
    Она отвечает:
    — Войны не будет» (Вост. Сиб.).
    Высокая фигура, «накрывшаяся всем белым», является отцу и дочери по дороге на ярмарку: «Стоит женщина... и все голосом читает. Высо-о-кая — высо-о-кая эта баба! Так голосом она и плакала. А потом через два года и папка помер. Вот мама все говорила, что это Смерть ему пришла» (Новг.).
    Образ высокой белой женщины, по-видимому, объединяет персонификации смерти и судьбы в облике белой колеблющейся фигуры, схожей с покойником в смертном одеянии. Умерший, по поверьям, может прийти за живыми и «увести», погубить их — он несет с собой смерть, воплощает ее.
    Белый цвет в одном из своих основных значений — цвет смерти, небытия, он характеризует обитателей иного мира. Традиционна и персонификация «смерти-судьбы» в облике женщины: она дарует жизнь — и может ее отнять (сходное значение иногда приобретает образ женщины в черном или красном одеянии).
    В поверьях XIX-XX вв. фигура в белом именуется и не вполне определенно («бела», «высока») и прямо называется смертью и, например, в современных рассказах Новгородской области трактуется как «обернувшийся простыней покойник» .
    Образ белой женщины предполагает и несколько иные трактовки. В поверьях ряда Губерний России он связывается со стихией воды. Белая баба в рассказах вологодских крестьян напоминает русалку: «В каменистых реках она иногда выходит из воды, садится на камень и расчесывает себе волосы». Женщина в белом появляется у проруби: «...Мы только подошли — стоит женщина! Вся в белом, как снегурка. Все у нее горит около головы так. У этой проруби конской стоит и грозит пальцем: „Вы знаете, что в двенадцать часов на прорубь ходить нельзя?“ Хоть у соседки ковшик воды попроси, а не ходи» (Вост. Сиб.).
    В повествовании из Костромской губернии белая женщина — покойник- колдун, «речной дружок» полупомешанной девушки: «...уж мы спать полегли, слышу я, стучится кто-то в окно, встала, глянула, <...> да так и обмерла со страху: стоит у окна Аксинья, вся, как есть, мокрая, и уж чего-чего нет у ей в подоле: и раки, и лягушки, и трава какая-то водяная... <...> Взбудила я помаленьку мужика своего, рассказала ему, в чем дело, — ён палку узял, а я — иконочку, родительское благословение, и пошли мы с ним вон из хаты, поглядеть, что будет. Только мы к углу подходим, женщина, вся в белом, метнулась было к нам, да, верно, благословение-то мое помешало — назад, да и пропала за углом. Только ента пропала, откель не возьмись Аксинья вывернулась, зубищами ляскаст, глянула на нас и говорит: „Графенушка, пусти меня заночевать, дуже я замерзла“. А я говорю: „Зачем ты ко мне пойдешь? Ведь твоя хата вон, рядом“. А она как захохочет, да пустилась бежать вниз, туда, к речке, да причитать: „Марья! Марья!“ — Это она энтого-то, дружка-то своего звала да энтого, речного-то... ну, ведь это ён женщиной-то белой обернулся, да за углом ее поджидал...»
    Белая девка может появиться и в лесу, выгоняя оттуда пришедших драть лыки крестьян: «Давай, говорю, Лавруш, подерем етта лык! Он отошел эдак в сторонку от меня, срубил березу, дерет сибе лыка, я тоже. Вдруг как закричит во все горло! Еле-еле пришел в себя и говорит: „Пришла, говорит, ко мне девка, высокая, белая, косы распущены, да как схватит меня рукой за галстук (шарф) и галстук сорвала“. Я посмотрел, а у ево на шее пятно большущее багровое... „Ну, говорю, Лавруш, побежим скорие домой, это леший с нами шутит, щобы чево худова не сделал, видно, березняк-ать — это ево“» (Волог.)
    В окрестностях Семипалатинска рассказывали, что в одном из курганов у Иртыша скрыт, по преданию, клад: «Иногда по ночам над эти курганом появляется белая женщина на белом коне. Кладом никто из людей не воспользовался».
    Женщинами в белом нередко представляли болезни: «Есть люди, утверждающие, будто видели, как в полночь в избу входила женщина в белой одежде и, пройдя по избе, неизвестно куда исчезала, или же останавливалась перед кем-либо из семейства и пристально, долго на него глядела. На другой день этот человек заболевал» (Ворон.) <Селиванов, 1886>.
    Очевидно, что полисемантичный (как и весь круг «мерещущихся» и одно временно принимающих женское обличье персонажей — МАРА, РУСАЛКА) образ белой женщины все же наиболее устойчиво соотнесен с предзнаменованиями судьбы — неудачи, болезни, смерти.
    Предвестником несчастья в поверьях русских крестьян может быть и мужчина в белом. На Терском берегу Белого моря записан рассказ о появлении в лесу высокого мужчины в белом, с лентой через плечо. Он предсказывает встреченному в лесу крестьянину близкую войну и гибель.
    В крестьянских рассказах конца XX в. белая женщина чаще все же не преследует человека и даже не вступает в разговор, а плачет или причитает, либо просто стоит неподвижно, как некий явленный знак грядущей беды (иногда подобным образом описывается появление Богородицы, также вещающей бедствия, перемены).

    Марина Власова. // Марина Власова. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. СПб., 2000.

    Они поднимались на Эльбрус. Небольшая группа, решившая покорить одну из красивейших вершин мира. Предпоследней в цепочке шла 28-летняя альпинистка, на счету которой был не один покоренный пик. Они уже добрались до снежника, когда девушка вдруг почувствовала непреодолимое желание обернуться…

    В 200 метрах от нее стояла ослепительная красавица в сияющем белом платье . Длинные волосы слегка колыхались от ветра, босые ноги и голые до плеч руки, казалось, никак не реагировали на пронизывающий холод… Девушку охватило чувство невероятного, неземного, потрясающего счастья «такого счастья просто не бывает», вспоминала она впоследствии. Было, правда, и легкое ощущение подвоха, но где-то далеко, на периферии сознания, мелькнуло легкой дымкой и пропало, как и не было… А женщина между тем подняла правую руку и поманила ее к себе.

    И та пошла. Пошла, как сомнамбула, прямиком в пропасть. И остановилась лишь после оклика мужа, спохватившегося, что его половина бредет куда-то явно не туда. Очнувшись от затмения на краю пропасти, в которую у нее уже начали сползать ноги, альпинистка упала на спину и потихоньку отползла от края… В тот миг, когда она очнулась, девушка услышала на дне провала собственный оборвавшийся крик.

    Альпинистку тут же исключили из группы и спустили вниз, отрядив для сопровождения парня: тот, кто встречается с Белой Женщиной , в горы ходить уже не должен, следующее восхождение обернется для него смертью, гласит неписаный закон гор.

    …Опытный 30-летний альпинист спускался с горы. Началась метель, и в просвете снежной круговерти он вдруг увидел белокурую женщину в белом платье , сидевшую, обняв колени, прямо на снегу. Она была молода и красива, и одновременно стара и дряхла, от нее исходило ощущение неземного счастья и одновременно грозной опасности… Ни на миг, по словам альпиниста, не терял он над собой контроль, все время, анализируя происходящее. Правда, анализ этот, как выяснилось, был сам по себе, а реальность сама по себе. Его товарищи по восхождению вдруг увидели, что он отклонился от маршрута и пошел куда-то в метель… Только после громкого оклика альпинистов он очнулся и вернулся в «лоно отряда».

    По словам исследователя Дмитрия Громова, собравшего немало случаев наблюдения Белой Женщины , их сюжет не блещет разнообразием. Женщина явно действует по накатанной схеме: обращает на себя внимание, вызывает состояние неземного блаженства, а потом заманивает в пропасть. По схожему плану действует и Двуликая Женщина спелеологов: при встрече обращается к исследователю своим молодым и прекрасным лицом, заводит его в какую-нибудь ловушку и тут же поворачивается старым и уродливым. Некоторые ее коллеги по цеху, впрочем, действуют более честно: страшные старухи взяли на себя обязанность спелеологов из ловушек выводить, а молодые и прекрасные девы их, наоборот, туда заманивают. Так сказать, разделение труда…

    Схожих персонажей в походном фольклоре масса: Черный и Белый альпинисты, Плачущий Мальчик, Зовущий Старик… Да и в мифологии разных народов они встречаются с подозрительной периодичностью. Это и греческие сирены, которые собственным голосом лишают моряков ощущения реальности и направляют их корабли на скалы, и русские русалки, заманивающие купальщиков на дно, и романские вампиры, которые околдовывают свою жертву, и та отправляется к нему под клыки с превеликим удовольствием…

    На мой взгляд, самое важное в этих описаниях, говорит Дмитрий Вячеславович, то, что явление одновременно происходит и в реальности, и, так сказать, в голове наблюдателя. В реальности, видимо, есть некий объект, который является источником события, но он же вполне комфортно чувствует себя и в сознании человека, манипулируя им в строгом соответствии со своим сценарием. Что весьма существенно отличается от описания «обычных» аномальных явлений: большинство описаний сводятся к тому, что кто-то что-то наблюдает, испытывая при этом какие-то чувства, которые совсем не доминируют над сознанием наблюдателя… То есть речь идет о каком-то явлении, которое выходит за рамки нашей картины мира.

    Впрочем, в картину мира наших предков оно вписывалось весьма органично. С точки зрения русских стариков-ведунов, мы живем в некоем поле, которое сделано из того же «субстрата», что и человеческая душа. И многие явления, которые мы наблюдаем, происходят не просто в материальном мире или в нашем сознании, их надо рассматривать как следствие какого-то (субъективного и объективного) комплекса в рамках этого особого поля.

    Призрак Белой дамы существует едва ли не во всех европейских странах. Первые упоминания о нем относятся к XIV—XV векам. Наиболее часто видеть его доводилось жителям Германии, но и другим европейцам «повезло».

    Если вам доведется посетить средневековый замок Рожмберк недалеко от чешского города Рожмберк-над-Влтавой, вы обязательно услышите от местных экскурсоводов старинную историю о Белой даме — призраке Перхты Рожмберк, несчастной дочери хозяина замка, которая не покидает свою «резиденцию» вот уже пять веков.

    Замок Рожмберк еще в первой половине XIII столетия построил Витек из Прчице, член могущественного дворянского рода Витковичей. Первые письменные упоминания о замке относятся к 1250 году. Он возвышается на холме в излучине Влтавы, посреди необыкновенно живописной гористой местности.

    Замок многократно менял хозяев, в 1420 году Ольдридж II был вынужден заложить имение, чтобы получить средства для борьбы с гуситами. Через некоторое время Ольдридж сумел вернуть долги и получить замок в свое распоряжение, однако дела его все-таки шли ни шатко ни валко. Большие надежды Ольдридж возлагал на свою дочь Перхту, которая родилась в 1429 году.

    Когда ей исполнилось 20 лет, отец нашел ей хорошего жениха — моравского дворянина Яна Лихтенштейна. Тесть рассчитывал на политические связи зятя при королевском дворе. Жених, в свою очередь, делал ставку на большое приданое невесты. Однако надежды обеих сторон не оправдались. Ольдридж был по уши в долгах, а Ян не желал делать протекцию при дворе скуповатому тестю.

    Свое раздражение и злость жених изливал на Перхту. Его родственники относились к молодой не лучше. О ее плачевном положении в семье мужа знало все Чешское королевство. Тем не менее чета прожила вместе почти четверть века.

    По преданию, перед смертью Ян просил у жены прощения за плохое обращение с ней, но она ему не простила. И тогда он проклял супругу, пообещав, что даже на том свете ей не будет покоя. Перхта скончалась в мае 1476 года. Не прошло и полгода, как она стала показываться в замке Рожмберк в белом платье.

    Белая дама питала какое-то особенное чувство ко всем новорожденным. Стоило появиться в замке очередному младенцу, привидение непременно навещало его. Никаких неприятностей детям оно не доставляло. Няньки и кормилицы знали об этом и не боялись, когда Белая дама качала малыша в колыбельке.

    Но однажды на службу взяли новую няню издалека, о Белой даме она никогда не слышала. Когда она увидела склонившуюся над кроваткой новорожденного Петра Рожмберка даму в белой одежде, то стала кричать на весь замок. Белая дама указала на стену и растворилась, будто ее и не было.

    По легенде, когда Петр Рожмберк вырос и услышал о визите дамы, он приказал разобрать ту самую стену. Оказалось, что в ней был спрятан большой клад. В 1601 году Петр продал замок, с тех пор он переходил из рук в руки.

    Во время Великой Отечественной войны в замке находилась школа нацистской девичьей организации «Бунд дойче Мадель». Каждое утро девушки поднимали над башней флаг со свастикой. Похоже, Белая дама не пришла от этого в восторг и решила показать, кто в доме хозяин.

    Семь веков над башней реял белый флаг с эмблемой Рожмберков — красной пятилепестковой розой. Когда рано утром немки поднялись на башню, Белая дама пригрозила им пальцем.

    Девушки выронили от страха флаг и с криком убежали к начальнице. Та приказала обыскать башню, думая, что там прячутся чешские партизаны. Обыски ничего не дали.

    Портрет Перхты Рожмберк (годы жизни около 1429 - 1476). По легенде ее душу освободит тот, кто сумеет расшифровать загадочную надпись на портрете. В награду спасителю дама укажет, где хранится клад.

    Последний раз Белая дама появилась в Рожмберке в 1996 году. Замок реставрировали, и рабочий заметил, как за окном прошла дама в белом.

    Если верить легенде, Белая дама покинет замок навсегда, когда люди сумеют расшифровать загадочную надпись на ее портрете. Одновременно надпись укажет местонахождение нового клада. Пока таких знатоков не нашлось.

    НЕБЕСНЫЙ ПРЕСТОЛ

    Недалеко от Баден-Вюртемберга над рекой Цоллерн возвышается живописный холм, увенчанный старинным замком Гогенцоллерн . Его называют замком в облаках. Действительно, он словно парит в небе. С самого замка открываются великолепные виды на окрестности. Его история тесно связана с династией Гогенцоллернов, правивших Пруссией вплоть до 1918 года.

    Здесь же нашел последнее пристанище и король Пруссии Фридрих Вильгельм IV. Здесь же хранится знаменитая корона Вильгельма II. Сегодня замок — это популярная достопримечательность. Туристы осматривают экспонаты дворца и мечтают увидеть собственными глазами Белую даму — привидение Гогенцоллерна.

    Она всегда наводила ужас на местных жителей — репутация у нее была самая скверная.

    В XIV веке графиня Ирэн Орламюндская овдовела и решила повторно выйти замуж за Альбрехта Нюрнбергского по прозвищу Красивый, Представителя франконской ветви Гогенцоллернов. Ирэн была почти на 20 лет старше Альбрехта, поэтому молодой человек сильно сомневался, стоит ли вести ее под венец.

    Кроме того, у нее имелось двое детей от предыдущего брака, и это еще больше пугало потенциального жениха. Но чем больше Альбрехт упирался, тем настойчивее была «молодая». Чтобы устранить все препоны на пути к браку, она прибегла к крайней мере — приказала убить двух своих детей. Когда слух об этом дошел до ушей Альбрехта, он отверг убийцу.

    Тогда Ирэн не осталось ничего другого, как забыть о возлюбленном. Желая замолить свой грех, она основала и возглавила цистерцианский монастырь под названием Небесный престол. По рангу ей приходилось носить белое одеяние. А после кончины графини она стала являться Гогенцоллернам в виде призрака. Его появление в замке предвещало хозяевам беду — тяжелую болезнь или смерть.

    Согласно старинным хроникам, первый раз Белая дама появилась в замке в 1619 году. Через день скончался король Иоганн Сигизмунд.

    В крепостной стене замка Гогенцоллернов сохранился секретный проход. Через него в осажденный замок доставляли оружие и еду, через него же в случае опасности можно было бежать. Во время очередной осады возлюбленная рыцаря Фридриха фон Эттингера попыталась пронести в крепость порох и продовольствие. Но ее появление вызвало у осажденных панику: девушка была одета в белое, и ее приняли за Белую даму — фамильный призрак Гогенцоллернов.

    4 августа 1786 года прусский король Фридрих Великий и его слуга видели у камина призрак Белой дамы. Через несколько дней король умер. В 1806 году, после очередного ее визита, погиб прусский принц Людвиг в битве с французами.

    Белая дама вообще одно из самых опасных привидений. Так, в 1867 году подобный призрак видели в замке Шёнбрунн, резиденции Габсбургов, перед тем как трагически погиб эрцгерцог Максимилиан. То же самое происходило незадолго до убийства австрийской императрицы Елизаветы осенью 1898 года.

    В июне 1914 года Белая дама объявилась в императорском дворце Берлина. Очень скоро весь мир узнал об убийстве в Сараеве эрцгерцога Франца Фердинанда, послужившем поводом к началу Первой мировой войны.

    ЗАМУРОВАЛИ, ДЕМОНЫ

    Своя Белая дама есть и у эстонцев. Маленький прибрежный городок Хаапсалу, знаменитый своими спа-центрами и песчаными пляжами, как магнит притягивает туристов. Многие с удивлением узнают, что в Хаапсалуском соборе обитает привидение.

    Говорят, если повезет, его можно увидеть в окошке замка. Чаще всего Белая дама приходит туда в августе, как правило в полночь. При свете полной луны в круглом окне часовни на южной стене Домской церкви вдруг отчетливо выделяется силуэт. О том, кто эта женщина и почему она веками показывается в окне часовни, повествует легенда.

    БЕЛАЯ ДАМА - собирательное название одного из самых знаменитых в мире призраков.

    Как правило, очевидцы описывают длинноволосых женщин в белом платье, с тёмными печальными глазами и худым заострённым лицом. Иногда также говорят об окровавленных руках и лице.

    В отличие от большинства других привидений, чешская Белая Пани имеет реальный прообраз: Перхту Рожемберк (годы жизни около 1429 – 1476), в чешских архивах и до сего дня хранятся ее письма отцу и братьям, а в южночешских замках - прижизненные портреты Перхты.

    Замок "Рожнберк-над-Волтавой", где появляется призрак Белой Дамы. Рисунок 19 века

    Её история могла произойти с любой знатной молодой женщиной, жившей в эпоху Средневековья: юную Перхту насильно выдали замуж за человека намного старше её самой, аристократа Яна Лихтенштейна. Ян Перхту не любил и все время укорял, что приданное выплачивается «маленькими порциями». Над несчастной с удовольствием издевались свекровь и сестры мужа. О плохом отношении Лихтенштейна к жене знало все Чешское королевство. Несчастная женщина терпела издевательства 20 лет, потому что нравы той эпохи не позволяли ей покинуть супруга-деспота и вернуться к своей семье, да и церковь не дала бы разрешения на развод.

    Говорят, что перед смертью граф Лихтенштейн попросил у жены прощения, но та не смогла его простить. Тогда граф проклял супругу словами: «Пусть тебе не будет покоя после смерти!»
    С тех пор Перхта появляется в бывших владения Рожмберков: старом замке Совинец и раскинувшемся по соседству городке Чешский Крумлов. Род лишился покровительства Белой Пани почти случайно. Когда один из Рожемберков, Петр Вок, был еще младенцем, Перхта часто появлялась возле его колыбели. Кормилицы к этому привыкли, и были даже рады: знали, что малыш в безопасности. Но вот у колыбели дежурила новая, еще ни о чем не знавшая, - проснувшись ночью и завидев склонившуюся над малышом белую женскую фигуру, принялась со страху вопить, креститься, зло отгонять привидение. И та не выдержала: "Кто же позаботится о нем лучше, как я? Гонишь меня - так и воспитывайте впредь его сами!" - и обиженно пройдя сквозь толстенную стену замка, покинула его навсегда. Спустя годы на месте ее исчезновения Петр Вок обнаружил клад. Впрочем, даже клады Петру Воку не помогли: он оказался последним из Рожемберков - наследника не оставил, и знатный средневековый род вымер.

    До наших дней сохранился портрет Перхты с подписью на неизвестном языке. Существует легенда, что к тому, кто сможет расшифровать подпись, явится Белая Дама собственной персоной и расскажет, где спрятан огромный клад.