Войти
Женская территория
  • Можно ли во время месячных ходить на похороны и кладбище
  • Ретро прически на средние волосы Прическа в стиле ретро на короткие волосы
  • Сказкотерапия: как лечить сказкой психологические проблемы у детей
  • Статусы гламурные для девушек
  • Медитация «Ангельские крылья Как проводить занятия медитацией
  • Каскад на длинные волосы – прическа, которая идет всем
  • Что должна знать девочка в 4 года

    Что должна знать девочка в 4 года

    Ребенок 4 лет должен уметь ловить мячик, ходить на пяточках и стоять на одной ножке.

    Ваш кроха растет не по дням, а по часам, и вот ему уже 4 года. Для вас, конечно же он самый-самый: все умеет и знает. А давайте узнаем, что же должен уметь ребенок в 4 года и знать, чтобы не отставать от своих одногодок. И если он и отстает в чем, подтяните малыша, особенно если вы собираетесь отдавать его в детский сад.

    Развитие двигательных способностей

    Для определения уровня развития двигательных способностей 4-летнего ребенка, проведите для него небольшую разминку. Таким образом вы сможете выяснить, все ли необходимые навыки освоил кроха. Эти навыки крупной моторики нужны ребенку, чтобы правильно развиваться.

    Итак, малыш в 4 года должен научиться ходить на пяточках. Ловить мячик для нормально развитого четырехлетнего ребенка не составит труда, также как и попрыгать на одной ножке . На двух ножках кроха должен был научиться прыгать еще в 3 года, так же как и освоить езду на велосипеде.

    Теперь ребенок может простоять на одной ножке намного дольше – почти 10 секунд . Хотя в 3 года ему удавалось простоять так только одну секунду.

    Самостоятельность и другие навыки ребенка в 4 года

    Ваш 4-летний малыш должен уже различать основные цвета (белый, черный, зеленый, красный, синий, желтый).

    Не страшно, если ребенок путает, например, розовый и оранжевый. Кроме того, ребенок в этом возрасте должен уверенно называть фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник .

    Также для 4-летнего малыша уже не составит труда выстроить предметы по росту и размеру : от высокого к низкому, от большого к маленькому и наоборот.

    4-летний ребенок уже вполне умеет выполнять просьбы взрослого . Можно утверждать, что в 4 года малыш может стать настоящим помощником для родителей.

    Уже может помочь и пол помыть, и гвоздь забить, и цветы полить, и посуду помыть. Конечно, у него еще не все получится идеально, но главное, чтобы ребенок от души старался, а у родителей – чтобы хватило терпения научить всему этому свою дочь или сына.

    Ребенок уже с удовольствием играет в ролевые игры : тушит пожары, плавает по морям, укладывает и кормит куклу или играет в дочки-матери с другими детьми на площадке.

    Именно в 4 года лучше всего отдавать ребенка в садик. Особенно если он предварительно прошел психологический тест на готовность к детскому коллективу. Ведь именно в 4 года ребенок уже самостоятельно умеет кушать, одеваться и ходить в туалет.

    Развитие речи детей 4 года

    Как правило, дети в 4 года уже умеют хорошо говорить. Ребенок правильно выстраивает предложения , причем уже не только простые, но и сложные.

    По наблюдениям психологов, ребенок в 4 года задает приблизительно 400 вопросов в день! То есть это один вопрос в полторы минуты.

    Малыш не только задает множество нелегких для родителей вопросов, но и умеет также отвечать на различные каверзные вопросы взрослых.

    А ответы, которые веселят и радуют всех вокруг, лучше записывать в отдельную тетрадку, и, на день совершеннолетия они станут самым лучшим подарком для самого ребенка.

    Если в 4 года малыш еще не четко произносит буквы «р», «л», это не является нарушением речи. Важно, чтобы правильная речь сформировалась к 6-7 годам, когда ребенку надо будет идти в школу.

    Ребенок в 4 года уже уверенно будет рассказывать сам стихи , но не надо переживать, если кроха не слишком стремиться их рассказывать. Возможно, он просто стесняется.

    Разумеется, все перечисленные показатели – средние, как правило, малыш умеет делить что-то лучше, а что-то хуже.

    Если из всего вышеперечисленного большая часть для вашего 4-летнего ребенка не составляет особого труда, значит он развивает нормально. О каких-либо нарушениях можно говорить только в том случае, если у малыша отсутствует большая часть навыков.

    Что должен уметь ребёнок в 4 года

    Каждый малыш уникален и развивается в своём индивидуальном темпе. Это можно заметить с самого рождения. Внимательные родители следят за своим крохой и фиксируют каждое его новое достижение. Для того, чтобы мамам и папам было проще ориентироваться, психологи совместно с педиатрами составили список умений и навыков, которыми должен обладать ребёнок в 4 года.

    Развитие мелкой моторики

    Мелкая моторика чрезвычайно важна для крохи, так как именно она ложится в основу развития речи. Четырёхлетний малыш с лёгкостью умеет:

    • нанизывать крупные бусины на ленту, тесьму или шнурок;
    • показывать собственные пальцы поочерёдно;
    • складывать из пальцев фигуры;
    • завязывать шнуровку;
    • застёгивать молнию, пуговицы и крючки.

    Окружающий мир

    Исследовать мир вокруг себя – важная задача для ребёнка, в основе которой лежит неотъемлемая черта характера всех малышей – любопытство. В 4 года дети способны:

    • назвать своё имя, возраст;
    • ответить на вопрос о месте жительства;
    • рассказать о родителях;
    • отличать друг от друга по вкусы и внешнему виду съедобные плоды – ягоды, овощи, фрукты;
    • выделять среди остальных 3-4 дерева или кустарника;
    • показывать на изображениях и называть зверей, насекомых, птиц и называть их отличительные черты;
    • понимать разные категории вещей (посуда, мебель, одежда, обувь);
    • показывать и обозначать части тела на себе;
    • называть профессии;
    • отличать зиму от лета и других сезонов.

    Математические способности

    Возможности четырёхлетнего малыша не ограничиваются познаниями предметов вокруг себя. В этом возрасте дети должны способны на многое, в том числе:

    • считать от 1 до 5 и наоборот;
    • соотносить названную цифру с количеством предметов;
    • сравнивать предметы;
    • различать геометрические формы (круг, треугольник, квадрат);
    • понимать разницу между длиной, высотой, шириной;
    • обозначать стороны (право, лево);
    • обозначать количество (больше, меньше);
    • сравнивать 2 изображения, видеть отличия;
    • собирать пазлы;
    • убирать лишний предмет, мотивировать свой выбор;
    • выбирать парные предметы.

    Продуктивная деятельность

    Психологи считают продуктивную деятельность залогом творческих способностей. Ребёнок в 4 года может:

    • уверенно и правильно держать в руке карандаш;
    • пользоваться красками разных видов;
    • изображать предмет, передавая его характеристики;
    • закрашивать намеченный контур;
    • создавать узор;
    • изображать сюжет, рисуя несколько предметов;
    • рисовать с исходного изображения и без него;
    • использовать различные приёмы нанесения краски кистью;
    • лепить из пластилина;
    • пользоваться стекой;
    • конструировать из картона по образцу и без него;
    • пользоваться ножницами;
    • трансформировать вырезанные фигуры (из квадрата делать круг);
    • приклеивать элементы на лист;
    • сгибать листы в разных направлениях;
    • называть детали.

    Логическое мышление

    На него специалисты советуют обратить особое внимание. Развитие навыков логики позволит малышу преуспеть в интеллектуальной деятельности в будущем. В 4 года ребёнок умеет:

    • искать отличия между двумя похожими изображениями;
    • конструировать по образцу;
    • собирать рисунок, разделённый на 4 части;
    • самостоятельно складывать пирамиду;
    • в течение 5 минут непрерывно заниматься одним видом деятельности;
    • заполнять пробелы в рисунках подходящими элементами;
    • называть несколько подобных предметов одним словом;
    • исключать лишний предмет;
    • правильно отвечать на логические вопросы (зачем зимой надевать шапку?);
    • подбирать слова-антонимы (холодный – горячий);
    • запоминать и повторять ассоциативно связанные слова (кошка – собака);
    • мотивированно убирать лишний предмет.

    Не следует паниковать, если малыш в 4 года не в полной мере овладел всеми перечисленными навыками, но важно уделить этой области развития особое внимание. Совместно с психологом можно подобрать развивающие занятия, которые принесут пользу и доставят удовольствие и малышу, и его родителям.

    Вашему малышу исполнилось четыре года, и это значит, что позади с его капризами и непослушаниями. Теперь ребенок уже более самостоятельный, усидчивый, предпочитает уже другие игры и игрушки. Самое время проверить, соответствует ли его развитие средним нормам. Возможно, на какой-то аспект стоит обратить особенное внимание и вплотную заняться обучением малыша. О том, что должен знать и уметь ребенок в 4 года, вы узнаете, прочитав нашу статью.

    Физические параметры: нормы роста, веса и другие

    Соответствуют ли физические параметры вашего четырехлетнего крохи нормативным показателям, можно легко проверить. Для этого необходимо измерять его , окружность головы, окружность груди и сравнить их с данными, разработанными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

    Средние показатели для мальчиков выглядят следующим образом:

    • рост - от 99,1 до 107,5 см;
    • вес - от 14,4 до 18,6 кг;
    • окружность головы - от 48,7 до 51,7 см;
    • окружность груди - от 52,4 до 55,8 см.
    Если длина тела вашего сына к четырем годам достигла лишь 90,7 см либо ниже, то это повод к тому, чтобы показать его специалистам. То же касается, если рост перевалил за 115,9 см. Медики должны определить, нет ли у ребенка роста либо какого-либо , которое не дает ему правильно расти. То же касается и веса . Критически низкой массой тела считается 11,2 кг и ниже, критически высокой - 24,2 кг и выше. Замеры окружности головы и окружность грудной клетки в этом возрасте уже не имеют такого значения, как, например, в год либо полтора. Если у малыша имеются проблемы со , которые приводят к нарушению этих параметров, то они уже должны были быть выявлены. Тем не менее, отметим, что у четырехлетних мальчиков считаются низкими показателями окружности головы на отметке 45,8 см и ниже, высокими - 54,6 см и выше. Для средними нормативными показателями, согласно ВОЗ, являются:
    • рост - от 98,4 до 107 см;
    • вес - от 14 до 18,5 кг;
    • окружность головы - от 47,9 до 50,8 см;
    • окружность грудной клетки - 51,6-55,1 см.
    Низкими показателями считаются:
    • рост - от 89,8 см и ниже;
    • вес - от 10,9 кг и ниже;
    • окружность головы - от 45,1 см и ниже.
    Критически высокие показатели:
    • рост - 115,7 см и выше;
    • вес - от 25,2 кг и выше;
    • окружность головы - от 53,6 см и выше.

    Нормально, если и мальчики, и девочки в росте прибавляют стабильно, без резких скачков либо простоев на месте в течение длительного времени. Чтобы точнее узнать о соответствии роста и веса крохи нормативным показателям, можно воспользоваться калькуляторами, размещенными в Интернете.

    Развитие малыша

    Большинство четырехлетних уже посещают дошкольные учреждения, где их развитие оценивают и корректируют воспитатели и психолог. Родители же тех деток, которые воспитываются дома, могут самостоятельно оценить степень зрелости своего малыша, сравнив его умения и навыки со стандартными, которые мы приводим ниже.

    Физическое

    Физическое развитие дитя включает не только антропометрические параметры, но и его двигательные способности, объемы легких, количество сердечных сокращений, мышечную массу и т. п.
    В четыре года малыш уже умеет:

    • уверенно бегать и прыгать;
    • ходить вперед и назад;
    • спускаться и подниматься по ступенькам;
    • лазать по вертикальной лестнице;
    • крутить педали на велосипеде;
    • стоять на одной ноге около девяти секунд;
    • ловить мяч двумя руками;
    • повторять последовательность упражнений в танце.
    Он хорошо держит равновесие, устойчив, контролирует свои движения, в большей мере, чем раньше, усидчив и сосредоточен. В плане мелкой моторики он может:
    • рисовать простые рисунки, в том числе человека, карандашом, фломастерами, кисточкой;
    • строить башню из кубиков;
    • рисовать простые геометрические фигуры: овал, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб и т. д.;
    • лепить мелкие детали из пластилина и теста;
    • показывать отдельно от других указательный палец, указательный и средний пальцы одновременно;
    • нанизывать бусинки на нитку;
    • раскрашивать раскраски;
    • резать детскими ножницами.

    Психическое

    В четыре года ребенка активно уже нужно учить управлять своими эмоциями, находить общий язык с людьми. Он уже в состоянии понимать, что такое чувства, собственные и других людей. Он становится более покладистым, может с легкостью и при желании делиться с другими детьми своими игрушками. Кроха ориентируется в знакомой обстановке, может показать дорогу домой и в садик либо привычный магазин. Его уже следует научить отличать право и лево, вперед-назад, вверх-вниз. Развитие ребенка в 4 года, как мальчика, так и девочки, считается нормальным, если он:

    • может определить, где много предметов, а где - мало;
    • отличает большой предмет от маленького;
    • знает не менее восьми цветов;
    • считает от нуля до девяти;
    • знает основные геометрические фигуры и умеет их изобразить на бумаге;
    • складывает конструктор и пазл;
    • ориентируется в профессиях;
    • знает домашних животных и названия их детенышей;
    • знает названия деревьев, которые ему часто встречаются, может определить, какому дереву принадлежит какой листик;
    • знает времена года и их отличия, очередность;
    • может группировать предметы по определенному признаку;
    • может определить лишний предмет в логической цепочке;
    • может назвать свои и фамилию;
    • знает имена и фамилии родителей, бабушек и дедушек;
    • знает название родного города и страны.
    Чтобы пополнить представление ребенка об окружающем мире, его следует водить в театр, на природу, в цирк, на экскурсии.

    Знаете ли вы? Принято считать, что большинство мальчиков начинают позже, чем девочки. Это объясняется тем, что у девочек обычно быстрее развивается левое полушарие мозга, отвечающее за речь, а у мальчиков - правое, контролирующее ориентацию в пространстве, двигательную активность, воображение.


    Многих родителей интересует вопрос, как должен говорить ребенок в 4 года. В этом возрасте 90 % детей уже разговаривают четко и внятно, так, что их может понять любой сверстник и взрослый. Они произносят все звуки, в том числе и шипящие. В плане речевого развития малыш умеет:
    • составлять сложные предложения;
    • строить фразы из семи-восьми слов;
    • рассказать, что он видит на картинке при помощи двух-трех предложений;
    • отвечать предложением на вопрос;
    • подбирать антонимы.
    Словарный запас ребенка в четыре года достигает не менее 1,5 тысячи слов.

    Навыки и умения

    В плане самообслуживания четырехлетний ребенок - это уже вполне самостоятельный член общества. Он умеет:

    • одеваться и раздеваться;
    • аккуратно складывать свои ;
    • самостоятельно умываться, чистить , купаться с мочалкой;
    • застегивать и расстегивать молнию, пуговицы и липучки;
    • развязывать шнурки;
    • пользоваться расческой;
    • пользоваться вилкой и ложкой, держа их по-взрослому.
    В это время часто детки проявляют желание помогать родителям, поэтому важно поддерживать в них данные инициативы, обязательно сопровождая их похвалами. Можно вводить в обязанности убирание постели, кормление домашнего животного, полив цветов и т. п.

    Важно! Не страшно, если ребенок не умеет либо не знает чего-то из вышеперечисленного в списке. Практически все еще можно наверстать и развить при помощи ежедневных занятий и упражнений.

    Отклонения от развития

    Родителям следует обратиться к специалисту, если ребенок в четыре года не может:

    • внятно говорить;
    • построить предложение;
    • оперировать хотя бы 500 словами;
    • сам одеваться и раздеваться;
    • самостоятельно принимать пищу;
    • построить башню из восьми кубиков.
    Также обеспокоиться следует, если ребенок боится общения со взрослыми и сверстниками, не может с чем-либо сосредоточенно играть в течение пяти минут, чрезмерно активен, постоянно проявляет агрессию, имеет ограниченное количество интересов, не различает, где фантазия, а где реальность. К педиатру, невропатологу либо психологу нужно обратиться и в том случае, если ребенок отказывается делать то, что уже умел делать ранее. Возможно, у него случился регресс либо остановка в развитии.

    Важно! Отклонения в развитии необходимо выявлять как можно раньше. В таком случае есть шанс их исправить до того, как ребенок сядет за школьную скамью. Существует множество способов лечения подобных состояний.

    Обычно отклонения в развитии наблюдаются у детей, которые родились в результате , протекающей с осложнениями, либо раньше срока, имеющих родовую травму, генетическую предрасположенность, серьезную болезнь, проблемы со слухом, черепно-мозговую травму в анамнезе. Задержкой речевого и психомоторного развития также страдают детки с ДЦП, аутизмом, гиперактивностью, психическими заболеваниями. В результате вышеперечисленных факторов происходит нарушение развития мозга и тех его отделов, которые отвечают за речь и психику.

    Развивающие игры и упражнения в 4 года

    В этом разделе мы подобрали для вас игры и упражнения, разработанные специально для развития физической формы, мышления, внимания и речи четырехлетних малышей. Изучив их, у вас отпадет вопрос, чем заниматься с ребенком в 4 года.

    Игры

    Для четырехлеток интересны игры со сверстниками, хотя они также могут играть подолгу и самостоятельно. На первый план выходят ролевые игры, где малыш примеряет на себя какой-либо образ и осуществляет определенный набор действий, говорит определенные фразы. Также для них интересны игры на ловкость, например, кегли, гольф, набрасывание колец на палку и т. п. Приобретите простые и увлекательные настольные бродилки, в которые можно играть всей семьей.

    Важно! Необходимо стараться играть с ребенком не тогда, когда это удобно только вам, а когда хочет сам кроха. Важно правильно подгадать момент, чтобы игра была интересной и не утомительной для малыша. В четыре года на развивающую игру должно приходиться не более 15 минут.

    С осознанием пола меняется и психология игр, теперь девочки предпочитают быть модницами, обращают внимание на мамин гардероб, украшения и косметику, а мальчишки стремятся помочь папе что-либо смастерить, проявляют интерес к строительным инструментам - все это говорит о правильном развитии ребенка в 4 года. В этом возрасте необходимо увлекать малыша более сложным конструктором, пазлами. Для разработки мелкой моторики, кроме пластилина, красок, карандашей, бусинок, шнуровки, мозаики, можно уже подключать спички, предварительно выучив с крохой правила безопасности. Из спичек можно строить домик, составлять любые рисунки, делать поделки. На улице малышу нужно разрешать как можно больше играть со сверстниками.
    В игровой форме можно развивать мышление крохи. Можно поиграть в игру на осязание «Кто прячется в пакете?». Заранее положить в пакет различные предметы - например, любимую пушистую игрушку, печенье, яблоко, кубик, фонарик и т. д. Малыш должен закрыть глаза. После этого взрослый вкладывает в руку ребенка предмет, а тот на ощупь должен отгадать, что это. Если малыш затрудняется ответить, можно делать ему подсказки.

    Также в игровой форме развиваются внимание и память. Наиболее простой и увлекательной игрой является «Кто в домике живет?». Родитель ставит перед ребенком пять-шесть игрушек (можно из «Киндер-сюрприза»). Просит внимательно их рассмотреть в течение минуты. Затем просит малыша закрыть глаза либо отвернуться, а сам прячет игрушки в игрушечный домик. Задание крохи вспомнить, какие игрушки поселились в домике.

    Логику можно развивать с помощью игры «Чего не хватает?». Подготовить картинки (можно с изображениями животных или какие-нибудь другие). Затем отрезать от них какую-нибудь деталь, например, у лисы - хвост, у зайца - ухо, у машины - одно колесо. Попросить ребенка рассказать, чего не хватает на каждой картинке. Игра «Цветной попрыгунчик» позволит повторить уже выученные названия цветов. Родитель называет цвет, а ребенок должен с помощью прыжков добраться до какого-либо предмета данного цвета и дотронуться до него. Простая игра «Повтори узор» призвана развить внимание и память. Взрослый рисует простой узор либо геометрическую фигуру, а затем просит ребенка изобразить ее по памяти.

    Упражнения

    Физические упражнения очень важны для детей и их развития. Важно в этом возрасте начинать приучать ребенка к регулярным занятиям физкультурой. Для этого в распорядке дня, в утренний период, нужно выделить время для гимнастики. Гимнастика не должна быть скучной и однообразной. Родителям придется постараться и придумывать разные упражнения, каждый раз заинтересовывая малыша чем-нибудь новым и необычным, например, проводить гимнастику по какому-либо сценарию - «В лесу», «В реке», «На море», «В небе», «В селе», в ходе которых ребенок будет подражать движениям животных и птиц либо преодолевать воображаемые препятствия.

    Также зарядку можно делать то с подушкой, то со скакалкой, то с воздушным шариком, с любимой игрушкой и т. п. Ребенку должно быть интересно, тогда упражнения будут для него в радость. А вскоре станут и привычкой. В комплекс физических упражнений обязательно должны входить следующие движения:
    • ходьба на месте;
    • ходьба через препятствия;
    • потягивания;
    • покачивания туловищем;
    • прыжки на месте;
    • прыжки двумя ногами через веревку;
    • приседания;
    • кувырки.

    Хорошо, если у ребенка в этом возрасте уже есть шведская стенка. Тогда к домашним упражнениям можно подключать вис на перекладине, подъем и спуск по вертикальной лестнице, катание на перекладине.

    Развиваем речь

    Важно, кроме того, что постоянно общаться с малышом и отвечать на его бесконечные вопросы, также проводить с ним игры на развитие речи. Одной из увлекательных игр, как развивать речь ребенка в 4 года, является «Маленький детектив». По дороге в садик либо на прогулке обращать внимание малыша на окружающие предметы и просить рассказать о том, что он видит. В процессе рассказа взрослый должен исправлять допущенные ошибки, дополнять его своими репликами, обращать внимание на неувиденные детали.

    Знаете ли вы? Слова «мама», «папа» у большинства народов мира звучат примерно одинаково. Дело в том, что они состоят из первых звуков, которые лепечут маленькие дети.

    Не стоит забывать о таких важных упражнениях для развития речевых навыков, как заучивание стишков и песенок, отгадывание загадок, ежедневное чтение книжек, разыгрывание кукольного театра либо театра теней. Ежедневно можно играть с ребенком в такие игры, как «Колючие слова» - просить его назвать, какие он знает колючие предметы, «Мягкие слова» - назвать мягкие предметы, «Стеклянные слова», «Деревянные слова» и т. д.
    В игре «Кто что делает?» можно изучать профессии и расширять словарный запас. Показывать ребенку картинку с человеком какой-либо профессии, например, доктора, продавца, строителя и задавать ему вопрос: «Что он делает?». Кроме простого «лечит», «продает», «строит», малыш также должен подробно рассказать его действия - например, «слушает фонендоскопом», «смотрит горло», «выписывает рецепт».

    Режим дня для ребенка

    Чтобы ребенок нормально развивался и хорошо себя чувствовал, необходимо установить для него и контролировать, чтобы он придерживался, определенного режима дня. Для стабильной работы нервной, пищеварительной и иммунной систем четырехлетнему ребенку нужно:

    • спать дважды в сутки в общей сложности не менее 11-12 часов;
    • четыре раза в день в одно и то же время с промежутками в четыре часа;
    • гулять на свежем воздухе не менее четырех часов в день;
    • иметь время для самостоятельных игр и для игр с родителями.

    Желательно посещать спортивную либо творческую секцию. Режим дня для четырехлетнего ребенка, который посещает детский сад, может примерно выглядеть следующим образом:
    • 7.00-8.00 - подъем, гигиенические процедуры, дорога в детский сад;
    • 8.10-8.30 - утренняя ;
    • 8.30-9.00 - завтрак;
    • 9.00-10.00 - игры, занятия;
    • 10.00-11.45 - прогулка;
    • 12.00-12.30 - обед;
    • 12.30-14.30 - дневной сон;
    • 14.30-15.00 - пробуждение и игры;
    • 15.00-15.30 - полдник;
    • 15.30-17.00 - прогулка;
    • 17.00-19.00 - прогулка с родителями, посещение кружка;
    • 19.30 - ужин;
    • 20.00 - купание, гигиенические процедуры;
    • 20.30 - чтение перед сном, ночной сон.
    Конечно, у каждой семьи будет свой режим дня, подстроенный под каждого конкретного ребенка. Желательно его придерживаться, смещение графика может происходить лишь на полчаса. Родители четырехлетнего ребенка должны понимать, что главное для них на данном этапе - создать все условия для того, чтобы кроха комфортно, гармонично, творчески и физически развивался. Речь идет о покупке материалов для творчества, спортивных снарядов, велосипеда, самоката, записи в спортивную секцию или творческий кружок. И, конечно же, родители должны уделять как можно больше внимания своему ребенку - играть с ним в активные и спокойные игры, читать ему книги, делать совместные поделки, открывать окружающий мир.

    Читайте в этой статье:

    4 года — очень важный и интересный этап в развитии ребенка. Дети этого возраста уже умеют самостоятельно есть, одеваться, убирать за собой игрушки, неплохо владеют речью, способны запоминать простую информацию и решать элементарные логические задачки. К этому времени большинство ребятишек уже посещает детские сады, где приобретают свои первые навыки общения в коллективе.

    У четырехлетних малышей происходит дальнейшее развитие психики и мыслительной деятельности, они продолжают активно познавать окружающий мир, начинают проявлять новые эмоции.

    В 4 года ребенок является младшим дошкольником, и к нему предъявляется гораздо больше требований, чем раньше.

    Требования к умственному развитию ребенка

    Педагоги и психологи сформулировали целый список знаний и умений, которыми должны владеть четырехлетние дети. Вооружившись этим перечнем и понаблюдав за своим чадом, родители самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов, смогут определить, насколько своевременно происходит интеллектуальное развитие их малыша. Согласно этому списку ребенок в 4 года должен:

    • знать свое полное имя, имена мамы, папы, братьев и сестер, бабушек и дедушек;
    • называть домашний адрес;
    • различать простые геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник);
    • понимать значение общих слов (игрушки, транспорт, птицы, посуда);
    • перечислять названия профессий, животных, мебели;
    • уметь сосчитать предметы хотя бы до 5-ти;
    • называть имена своих друзей;
    • отличать правую сторону от левой, верх от низа;
    • определять, где одна вещь, а где несколько;
    • раскрашивать картинки, не выходя за контуры рисунка;
    • пересказывать своими словами короткие сказки;
    • собирать пирамидку, крупные пазлы и конструктор;
    • надевать на толстую нить большие бусины и пуговицы;
    • различать предметы по длине, высоте, ширине;
    • уметь определять времена года по погодным явлениям;
    • отличать день от ночи;
    • знать основные цвета;
    • описывать увиденную игрушку или картинку;
    • уметь строить диалог со своими сверстниками.

    Проверять все умения и навыки детей лучше всего в игровой форме. Например, предложить малышу выбрать из нескольких фигурок треугольник, поднять левую руку, попросить показать на улице кошку, вспомнить, как зовут его лучших друзей. Если кроха не может выполнить все задания, перечисленные в списке, не нужно отчаиваться. Чаще всего такое бывает в семьях, где взрослые не уделяют развитию детей достаточно внимания. С малышом нужно позаниматься на протяжении нескольких недель, а потом пройти тест заново. В случае когда чадо и в этот раз не справится с предложенными заданиями, его обязательно нужно показать детскому психологу.

    Занятия с малышами дома

    В четырехлетнем возрасте у малышей появляется усидчивость, способность к концентрации внимания. Именно в этот период родителям нужно обратить внимание на раннее развитие детей. Через 2 года ребенку предстоит идти в первый класс, а значит, наступило время готовить его руку к навыкам письма. Проще всего это делать с помощью рисования, которое любят практически все маленькие дети. С четырехлетнего возраста подросшего сына или дочку нужно учить правильно держать в руке карандаш, кисть, фломастер, восковые мелки. Малышу нужно покупать как можно больше книжек-раскрасок и альбомов, учить его технике рисования по трафаретам и по стеклу.

    Раннее развитие ребенка 4 лет обязательно должно включать в себя упражнения, направленные на формирование мелкой моторики рук. Такие упражнения не только подготовят детскую ручку к письму, но и окажут благотворное влияние на становление речи. Отлично развивает мелкую моторику рук пальчиковый метод рисования, который очень любят детишки дошкольного возраста. С этой целью можно также использовать лепку, прекрасными материалами для которой послужат пластилин, глина и соленое тесто. Из них малыш с помощью взрослых сможет сделать простые фигурки. А можно просто отщипнуть кусочек от теста, из которого мама делает пельмени или вареники, и дать ребенку размять его пальчиками — эффект будет ничуть не хуже, чем от лепки. Положительное влияние на развитие мелкой моторики оказывает обучение малыша технике оригами, создание вместе с ним поделок из папье-маше, складывание пазлов и конструкторов.

    Родителям четырехлетнего ребенка нужно обязательно обратить внимание на его устную речь и способности к запоминанию. Очень полезно разучивать с детьми короткие стихотворения и скороговорки, читать им много книжек. Если малыш все еще плохо говорит или не выговаривает ряд букв, самое время показать его логопеду. Специалист определит причины проблем с речью и поможет ребенку избавиться от них с помощью простых упражнений. Поспособствует формированию речи у малышей игра «Разные голоса». Суть игры заключается в произношении ребенком одной и той же фразы (например, «В лесу живут зайчики и белочки») на разный лад: тихо, громко, быстро, медленно, тоненьким голосом, грубым басом.

    Двигательная активность детей в 4 года

    Раннее развитие детей необходимо направить на тренировку координации движений. Непоседливых четырехлетних детишек можно записать в танцевальный кружок или спортивную секцию. Физическая активность в этом возрасте пойдет им только на пользу, позволяя эффективно развивать крупную моторику (движения туловища, рук и ног). Если малыш еще не ходит в кружки или секции, необходимо следить за его двигательной активностью дома. Четырехлетнего ребенка нужно приучать делать утреннюю зарядку, она должна войти в привычку с самого раннего возраста. Для того чтобы зарядка доставляла малышам удовольствие, необходимо придумать для них интересные упражнения. Например, пусть кроха сделает ласточку, проползет по полу по-змеиному, попрыгает как лягушка, побегает как лошадка или согнется, словно дерево на ветру.

    Очень популярными у детей младшего дошкольного возраста становятся сюжетно-ролевые игры. Девочки чаще всего играют в дочки-матери, поликлинику, магазин, а мальчики — в гонщиков, полицейских. Для детей это не просто забавы, таким способом они примеряют на себя различные социальные роли. Будет хорошо, если взрослые помогут малышам в их играх, приобретя для этого все необходимые игрушки.

    Педиатры советуют проводить с детьми как можно больше времени на свежем воздухе. Замечательно, если в теплые летние дни малыш сможет находиться на улице весь день. Не стоит избегать прогулок с ребенком в плохую погоду, достаточно одеть его потеплее и можно не бояться за его здоровье. Нужно поощрять двигательную активность детей на улице. Пусть они карабкаются по лесенкам, взбираются на турники и горки (конечно, под присмотром родителей), играют в разнообразные подвижные игры. Это могут быть как простые прятки и догонялки, так и игры с мячом, скакалкой и прочими атрибутами.

    Подготовка ребенка к школьным предметам

    Если ребенок еще не умеет считать и не разбирается в основных цветах, его можно научить этому во время прогулок. Пусть кроха вслед за мамой сосчитает количество шишек или каштанов (их сначала должно быть не больше 5), определит, сколько машин стоит возле его подъезда, сколько ступенек ведет к его дому. В случае когда малыш с легкостью считает до 10, можно начинать его обучать простейшим примерам на прибавление и вычитание, применяя в качестве пособия природный материал (желуди, шишки, палочки). Для изучения цветов удобней всего использовать природу. Дети с легкостью запоминают, что небо голубого цвета, снег — белого, листик с дерева — зеленого, а цветок — красного или желтого.

    Развитие ребенка в 4 года позволяет взрослым начинать постепенно обучать их основам письма и чтения. Обычно дети этого возраста уже знают некоторые буквы, а кое-кто из ребят может назвать даже весь алфавит. Наступило время научить их складывать буквы в слоги. Родителям, которых интересует раннее развитие их детишек, следует приобрести кубики Зайцева, предназначенные для обучения младших дошкольников чтению. Существуют еще системы обучения чтению Домана и Эльконина. Учить малыша письму нужно начинать с рисования палочек, зигзагов и геометрических фигур. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал при этом ручку.

    В последнее время очень популярными стали школы раннего развития, которые есть во всех крупных городах нашей страны. В 4 года ребенка еще не поздно отдать в такое учебное заведение, занятия в нем будут прекрасной подготовкой младшего дошкольника к поступлению в первый класс. Раннее развитие детей в таких школах осуществляется путем обучения их навыкам счета, письма и чтения в игровой форме, формирования у них творческих способностей и логического мышления. При окончании дошкольного заведения будущие первоклассники будут уметь отличать гласные буквы от согласных, читать слова по слогам, пересказывать услышанный короткий рассказ, уметь считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать разные величины, разбираться во времени, месяцах, сезонах года, общаться с учителями и ровесниками.

    Приучение детей к гигиене, распорядку дня

    Кроме развития интеллектуальных и физических способностей взрослые обязаны уделить большое внимание здоровью ребенка, приучить его к правилам личной гигиены. Четырехлетнего малыша нужно учить чистить зубы, мыть руки, умываться, причесываться. После совершения утренних гигиенических процедур он должен уметь прополоскать зубную щетку и поставить ее в стаканчик, повесить свое полотенце на крючок. Родителям нужно следить за тем, чтобы их маленькие дети ежедневно совершали эти простые гигиенические процедуры. Если ребенок чистит зубы или моет руки без особого желания, можно купить ему необычную зубную щетку, полотенце с изображением любимого сказочного героя, яркое мыло в виде фигурки животного. Такие простые хитрости помогут привлечь малыша к гигиене. Не стоит забывать, что родители должны прививать малышам любовь к чистоте собственным примером.

    Ребенок в 4 года должен уже иметь понятие о режиме дня. Его нужно приучать ложиться спать, просыпаться, гулять и есть в одно и то же время. На протяжении периода бодрствования нужно найти время и для развивающих занятий. Когда у малыша есть свой распорядок дня, он становится более организованным, успевает поиграть и отдохнуть, менее подвержен капризам. Четырехлетним детишкам на полноценный сон необходимо до 12 часов в сутки, из которых 10 часов должны отводиться на ночной отдых, а 2 — на дневной. Есть малышу нужно 4-5 раз в день с промежутками в 3-4 часа. Очень важно следить за тем, чтобы питание ребенка было разнообразным и полноценным, в его рационе должны преобладать свежие овощи и фрукты, молочные продукты, каши, нежирные сорта мяса и рыбы. А вот всевозможных сладостей нужно давать поменьше — они портят молочные зубки и отрицательно влияют на аппетит малыша.

    Наблюдение за состоянием здоровья младших дошкольников

    За здоровьем четырехлетнего ребенка, как и раньше, следит педиатр. Детский врач определит, соответствует ли физическое развитие малыша средним нормам (в 4 года рост мальчика должен составлять 98,3-105,5 см при весе 15,1-17,8 кг, у девочек рост варьируется в пределах 98,5-104,1 см при весе 14,8-17,6 кг). Также ребенка в этом возрасте следует показать хирургу-ортопеду, лору, окулисту, невропатологу и другим узким специалистам, к которым направит его участковый врач. Обязательно нужно сделать малышу общее исследование крови, анализы мочи и кала. Нередко детей в этом возрасте посылают на УЗИ органов брюшной полости и электрокардиограмму. Если ребенок часто болеет, с наступлением теплой погоды необходимо начинать процесс его закаливания, предварительно посоветовавшись с врачом.

    При воспитании младших дошкольников родителям очень часто нужно проявлять выдержку и мудрость. Научившись к 4 годам неплохо разговаривать, малыши начинают болтать без умолку, задавая старшим бесконечные вопросы на всевозможные темы, порой достаточно щекотливые. Маме с папой нужно научиться отвечать на любые вопросы своего малыша, не забывая, что таким образом он познает окружающий мир. Ну и стоит помнить об этическом воспитании: слова «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания» должны прочно укорениться в лексиконе маленького человечка.

    Вот вы и пришли к своеобразному переходному возрасту вашего мальчика. 4 года – этот тот возраст, когда, еще казалось бы, маленький ребенок становится другим. Он становится взрослым. Маленьким, но взрослым. Ярче всего меняется характер мальчика. В возрасте 4-х лет нужно максимально аккуратно и внимательно отнестись к изменениям в восприятии мира вашего ребенка. От этого зависит дальнейшее развитие мальчика.

    Но обо всем по порядку. Что же именно меняется в мальчике в 4 года, и что он должен уметь?

    О характере и психологии

    Часто в этом возрасте родители ведут своих детей к психологу. В ребенке многое резко изменилось, а что с этим делать – не известно. Все просто, это переходный период в осознании мира мальчиком. Из состояния совсем незрелого детского отношения к происходящему вокруг ребенка в 4 года все переходит в более осознанное русло. Взгляд на мир становится серьезнее. Бывает так, что на этом фоне настроение у мальчика становится пессимистичным, появляется ощущение бесполезности, ненужности, он говорит, будто никто его не любит.

    Часто катализатором таких мыслей и есть сами родители. Важно понимать, что психика ребенка в 4 года, а особенно в таком возрасте, достаточно хрупкая. Он начинает осязать эмоции и чувства, пробует их, применяет к разным ситуациям и смотрит, что из этого получается. Грусть, обида, стыд, разочарование – все это очень нестабильно в 4 года.

    Поход с ребенком к психологу это, конечно, хорошо, но стоит начать все-таки с себя. Для этого стоит самостоятельно обратить внимание на свое поведение. Достаточно ли вы уделяете время мальчику? Хвалите ли вы его искренне за его победы или так, дежурная фраза о том, что он молодец? А должен ли родитель это делать?

    А ведь он уже должен к 4-м годам уметь чувствовать, замечать, делать собственные выводы. А главное, мальчик должен уметь брать пример с родителей.

    Нельзя позволять все, хвалить просто так и разрешать халтурить. Но родителям крайне важно уметь выстроить систему наказаний и поощрений для мальчика. Это не так просто, но они должны этому научиться. Так ребенок станет понимать, что делать хорошо, а что – плохо. Это базовое воспитание ценностей, которое будет с вашим мальчиком на протяжении всей жизни.

    Навыки: что должен уметь ребенок в 4 года.

    Все очень просто. Помимо базовых этапов развития, к 4-м годам у мальчика есть все те навыки, которыми вы их научили. Одним словом, он к этому времени должен уметь все, что вы в него вкладывали.

    В таком возрасте хорошо начать прививать культурные ценности. Он на этапе формирования эмоций, и такая полезная способность, как должен уметь, видеть и чувствовать прекрасное, должен уметь различать хорошее от плохого, вкус от безвкусицы, очень хорошо ляжет на этот период развития.

    Водите мальчика в театры, спектакли, концерты. Все, что ему может понравиться. Но не переусердствуйте, если ребенку совсем не хочется посещать подобные мероприятия, и он идет туда из-под палки, по принуждению, потому что мама с папой сказали «надо» – толку от этого мало. Нет, вы, конечно, добьетесь результатов, но только обратных – мальчик еще долго будет относиться к культурной жизни и выходам в свет с осторожностью и пренебрежением. Ищите во всем меру.

    В этом же возрасте дети начинают интересоваться профессиями. Открывают для себя огромный мир, в котором взрослые люди что-то делают. Прицениваются, присматриваются к тому, чем бы занялись они – от художников и до космонавтов, от машинистов поездов до ученых.

    Такой ранний выбор профессии – хороший и важный воспитательный момент. Ребенок в 4 года уже начинает чувствовать себя частью мира, воспитывает в себе взгляды на отношения между людьми, в том числе и деловые. От выбора профессии в детстве порой зависит выбор его специальности в ВУЗе, а возможно, и в дальнейшей жизни, причем не столь важно, какая профессия привлекает ваше дитя. Это может быть автослесарь в таком возрасте, что потом, спустя 10-20 лет, окажется началом карьеры большого инженера или желание стать учителем закончится карьерой ученого, писателя и множеством других ответвлений. Главное, положенное начало, точка входа. Для многих она действительно лежит где-то в возрасте 4-х лет.

    На выбор профессии оказывает влияние детский сад, родители друзей ребенка и ваших знакомых, с которым пересекается ваш сын или слышат о них в разговорах. В этом возрасте дети уже научены слушать, воспринимать и оценивать, сравнивать, делать какие-то свои выводы на основе информации из окружающей среды.

    Но самую большую роль в выборе «ранней специальности» играют сами родители. Они – пример во всем. И от того, как ваша работа будет влиять на сына, зависит его мнение о трудоустройстве.

    Чему еще научить ребенка в 4 года

    Самое время изучать буквы. Начните с самых простых – гласных. Они легче всего усваиваются у малышей. Завершать стоит на самых сложных буквах, шипящих. Для таких занятий можно купить буквы на магнитах, развесить их на холодильник и вместе двигать их, составляя слова. Можно также выкладывать сами буквы из кубиков, палочек, лепить из пластилина, пластика или любых других безопасных материалов, которые вам доступны.

    Также в этом возрасте стоит обратиться к логопеду на консультацию. Если есть хоть малейшие намеки на дефекты произношения – специалист их заметит и подскажет, в каком направлении двигаться, и какие упражнения выполнять, дабы в дальнейшем эта проблема не укоренилась и не стала трудноисправимой. Многим нравится, например, картавость или другие небольшие дефекты речи, но в юношеском возрасте мальчик может начать комплексовать из-за них.