Войти
Женская территория
  • Можно ли во время месячных ходить на похороны и кладбище
  • Ретро прически на средние волосы Прическа в стиле ретро на короткие волосы
  • Сказкотерапия: как лечить сказкой психологические проблемы у детей
  • Статусы гламурные для девушек
  • Медитация «Ангельские крылья Как проводить занятия медитацией
  • Каскад на длинные волосы – прическа, которая идет всем
  • Сценарий праздника лицея день заветный. Сценарий празднования дня лицеиста. классы зачитывают текст клятвы

    Сценарий праздника лицея день заветный. Сценарий празднования дня лицеиста. классы зачитывают текст клятвы

    Оформление: портрет А. С. Пушкина, выставка книг – произведений А.С. Пушкина, на столе конторка, подсвечники, чернильница с гусиным пером, полное многотомное собрание сочинений за 1936 год. На протяжении всего праздника используется презентация <Приложение 1 >.

    Портреты лицеистов:

    Пущин Иван Иванович (1798 – 1859), Большой Жанно, Иван Великий, друг Пушкина, декабрист.

    Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797 – 1846), Кюхля, друг Пушкина, декабрист.

    Дельвиг Антон Антонович (1798 – 1831), Тося, друг Пушкина. Поэт. На его стихи написан гимн лицеистов «Шесть лет промчались, как мечтанье…»

    Горчаков Александр Михайлович (1798 – 1883), Франт. Дипломат. Будущий канцлер России.

    В одном из стихотворений Пушкин скажет:

    Кому ж из нас последний день Лицея
    Торжествовать придется одному…

    Последним и будет Горчаков.

    Данзас Константин Карлович (1801 – 1870), Медведь, Кабуд. Секундант Пушкина на дуэли.

    Корф Модест Андреевич (1800-1876), Модинька, Дьячок Мордан.

    Лицеисты его не очень любили. На то были причины. Об этом можно будет рассказать в следующих сценариях.

    Малиновский Иван Васильевич (1796 – 1873), Казак. Сын первого директора, Василия Федоровича Малиновского. Очень преданный друг.

    Матюшкин Федор Федорович (1799-1872), Федернелка, Плыть хочется. Друг Пушкина. Будущий адмирал.

    Яковлев Михаил Лукьянович (1798-1868), Паяс. Друг Пушкина. Замечательный композитор. Многие его романсы написаны стихи Пушкина. Бессменный лицейский староста. После окончания Лицея собирались 19 октября ежегодно у него.

    Ход праздника

    Выходят участники праздника парами под звуки музыки, рассаживаются в зрительном зале, 4 пары выходят на сцену и танцуют.

    1 ученик:

    Мы чтить тебя привыкли с детских лет
    И дорог нам твой образ благородный.
    Ты рано смолк, но в памяти народной
    Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

    2 ученик:

    Бессмертен тот, чья муза до конца
    Добру и красоте не изменяла,
    Кто волновать умел людей сердца
    И в них будить стремленье к идеалу.

    3 ученик:

    Кто сердцем чист средь пошлости людской,
    Средь лжи кто верен правде оставался
    И кто берег ревниво светоч свой,
    Когда на мир унылый мрак спускался.

    4 ученик:

    И все еще горит нам светоч тот,
    Кто гений твой пути нам освещает;
    Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
    О красоте и правде он вещает.

    5 ученик:

    Все лучшие порывы посвятить
    Отчизне ты зовешь нас до могилы;
    В продажный век, век грубой лжи и силы
    Зовешь добру и истине служить.

    6 ученик:

    Вот почему, возлюбленный поэт,
    Так дорог нам твой образ благородный,
    Вот почему неизгладимый след
    Тобой оставлен в памяти народной!

    7 ученик: А.С. Пушкин-великий русский национальный поэт. Он стоит в ряду таких гениальных художников слова, как Шекспир, Гете, Лев Толстой.

    8 ученик: Его называют солнцем русской поэзии-так ярок был его талант, так тепл и ласков, так необходим людям.

    Уходят под музыку.

    Чтец: Пушкин родился 6 июня (по новому стилю) 1799 года. В семье Пушкиных было 3 детей. Александр был средним. Старшую сестру звали Ольгой, младшего брата-Львом..

    Чтец : Мать Пушкина – Надежда Осиповна – внучка знаменитого араба Ибрагима Ганнибала. В ней чувствовалась африканская кровь. Она была смуглая с черными густыми кудрями, с темными глазами, тонким орлиным носом и гордо посаженой головой. Она была очень красива.

    Чтец : Отец – Сергей Львович– военный человек, лейб-гвардии поручик Измайловского полка. Александр Пушкин был вторым ребенком в семье (первая – сестра Ольга), родился в мае, рос пухленьким увальнем с широко раскрытыми, не по-детски умными голубыми глазами.

    Чтец : У родителей часто собирались знаменитые гости: историки, литераторы, поэты – все острословы, умники (Карамзин Н. М., Дмитриев И. И., Батюшков Н. Н., Жуковский В. А. И дядя, поэт Василий Львович Пушкин). Маленький Саша затихал, садился в уголок и жадно вслушивался в умные разговоры, он никогда не вмешивался в дела больших, на все молниеносно реагировал, все схватывал на лету.

    Чтец : Когда родители уезжали на бал, Саша забирался в кабинет отца, где была большая библиотека, усаживался в огромное кресло и читал, читал. Глаза его пылали, лицо покрывалось смуглым румянцем. Он ничего не видел и не слышал вокруг, весь погруженный в чтение.

    Чтец: Когда Александр Сергеевич был маленьким, родители не предвидели в нем никакого особого таланта

    Чтец : Напротив, им казалось, что из него ничего в жизни не выйдет. Он был грузным, полным мальчиком, неповоротливым и безынициативным.Надежда Осиповна заставляла маленького Александра бегать и играть со сверстниками, с трудом побеждая и леность его, и молчаливость”.

    Чтец: До 12 лет он воспитывался дома. В детстве Пушкин говорил по-русски хуже, чем на французском. Его первым учителем русского языка была бабушка Мария Алексеевна. Она была превосходной сказительницей интересных историй, любила их рассказывать, а Пушкин обожал их слушать.

    Чтец: Однако учиться он никак не хотел. У него была прекрасная память, и он пытался хитрить: старался запомнить уроки в тот момент, когда его сестра отвечала их учителю. Арифметика казалась для него недоступной, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами.

    Чтец: Начиная с 9 лет, Саша стал много читать. Он тайком забирался в библиотеку отца и читал часами напролет. С 8 лет он стал писать стихи, разумеется, по-французски.

    Сценка №1

    Комната в доме Пушкиных.

    Пушкин просыпается. Вскакивает рыком. Грызет ногти. Быстро одевается. Бежит. По дороге теряет носовой платок.

    МАТЬ (наблюдает все это) : Бог ты мой. Тяжел, неповоротлив. Платки вечно теряет. Надо связывать ему руки поясом.

    (Пытается это сделать. Пушкин вырывается. На всех смотрит дичком).

    В кого такой? В нем нет никакой любезности.

    (В этот момент Пушкин, садясь за стол, нечаянно бьет стакан. Мать бьет его по щеке).

    ОТЕЦ : Этот стакан денег стоит! 15 копеек! Вечно у тебя все из рук валится!

    Мать и отец склоняются над осколками. Пушкин смеется.

    МАТЬ : Что ты смеешься? Что зубы скалишь?

    ОТЕЦ : Сашка, поди вон

    Пушкин уходит с достоинством.

    МАТЬ : Ишь, гордый какой! Голову задрал! Честь его оскорбили.

    Пушкин проходит.

    Арина тайком сует ему пряник. Прижимает к своей груди. Идет вместе с ним. Потом отстает.

    ПУШКИН (Подходит к книжным полкам. Достает какую-то толстую, начинает читать, потом прячет эту книгу).

    АРИНА (видит это):

    Не бери ты, Сашенька, книги оттуда. Это тайный шкаф! Батюшка будет недоволен.

    ПУШКИН : В неделю тайный шкаф был прочтен. Много интересного. Вот о любви! А это о чести и достоинстве.

    ОТЕЦ : Книги у меня таскает. Читает недозволенное. Надо воспитать в нем изящный вкус – это образует человека.

    КТО-ТО ИЗ ГОСТЕЙ : А почему вы не отдали его в Университетский пансион?

    ОТЕЦ : Сашка вырос. Все его сверстники определены. Один он слоняется недорослем. Ну, бог с ним, с этим пансионом. Он предпочитает… Петербург.

    ВАСИЛИЙ ЛЬВОВИЧ : Под Петербург… В Царское Село… В Лицей… Я сам повезу его туда. Это совершенно новое учебное заведение… Такого в России еще не было…

    Сценка №2

    … Публика гуляет в Царском Селе. Некоторые из гуляющих могут быть с детьми.

    – Что-то новое… слыхали?
    – Да! Лицеем обозвали.
    – Что же значит сей Лицей?
    – Надо выяснить скорей!
    – Аристотель так учил.
    – Он тогда в Афинах жил.
    – И, гуляя по аллеям,
    – Размышлял он о Ликее.
    – А на русский лад – Лицей.
    – И хватает здесь аллей.
    – Говорят, не будут бить.
    – Как без этого учить?
    – Вы дикарка! Вам не стыдно?! За Россию мне обидно!
    – Обучение – 6 лет.
    – Так решил их педсовет.
    – Кто-то мне еще сказал – всем отдельный дортуар.
    – Правильно решили. Чудно. Одному побыть уютно.

    Чтец :

    А как все начиналось?
    Вспоминаю:
    С лицейским временем
    Я встретиться желаю.

    Пушкин :

    Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
    Исписанный когда-то мною,
    На время улети в лицейский уголок
    Всесильной, сладостной мечтою.
    Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
    Неволю мирную, шесть лет соединенья,
    Печали, радости, мечты души твоей,
    Размолвки дружества и радость примиренья, –
    Что было и не будет вновь…

    Лицеисты входят под музыку. Желательно, чтобы их было не менее 8-10 человек. Форма – темные брюки, белые рубашки. К воротникам пришиты красные ленты. Воротники подняты.

    Чтец : В сим храме наук будут воспитывать честных граждан. Слова и поступки государственного человека должны служить примером для других. Титулы и почести приобретайте только честным путем, обратное достойно презрения.
    Лицей воспитал учеников в духе любви к Отечеству, к России.

    Чтец : Все лицеисты пушкинского выпуска считали себя и проявили в дальнейшем истинно русскими.

    Чтец : Нам целый мир чужбина. Отечество нам Царское Село.

    Чтец :

    Их 30 человек. Вот класс.
    Бакунин, Броглио, Вольховский,
    Саврасов, Дельвиг, Корф, Данзас,
    Тырков, Корнилов, Малиновский.
    Здесь Кюхля, Маслов, Есаков,
    Комовский, Гурьев. Илличевский,
    Костенский, Стевен, Горчаков,
    Мартынов, Мясоедов, Ржевский.
    Вот Гревенец и Ломоносов,
    Вот Яковлев и Корсаков
    Но где еще кого-то носит?
    Откликнитесь на трубный зав!
    Мы их, конечно, не забудем:
    Матюшкин, Пущин, Пушкин, Юдин.

    Чтец : Да! Режим лицейский строг – всех сзывают на урок

    Урок математики

    Входит Карпов. Всем раздает листы. Все решают. Один Пушкин ничего не делает.

    КАРПОВ : Пушкин, решайте уравненье.

    ПУШКИН : Я не умею.

    КАРПОВ : Идите и решайте, а вы все поспешайте!

    Пушкин мучается у доски.

    КАРПОВ : Я все стою печально и смотрю…

    ПУШКИН : Но уравнение равно нулю.

    КАРПОВ : У вас всегда и все нулю равняется. Да! С математикой у вас не 5 получается. Вы на последней парте заседайте, свои стихотворенья сочиняйте. Вот вам единственный совет.

    Появляется совсем старый Гаврила Романович Державин.

    Г.Р.ДЕРЖАВИН :

    Старик Державин все заметил.
    Восторгов я тогда не скрыл.
    Ведь чудо в Пушкине отметил
    И, в гроб сходя, благословил.

    Хочу еще раз все услышать.
    А ну-ка, милый, встань поближе.
    Подайте трубку поскорей, (слуховой аппарат)
    А Саше – рупор посильней.

    Пантомима.

    Пушкин убегает в сад.

    Чтец : Весною того же 1815 года «Воспоминания в Царском Селе» напечатаны в журнале «Российский Музеум» с примечанием: «За доставление сего подарка благодарим искренно родственников молодого поэта, талант которого так много обещает. Издатель «Музеум».

    Чтец: Лицей стал вторым домом и настоящей семьей. Здесь он встретил людей, которые на всю жизнь стали его друзьями – Пущин, Кюхельбекер,Дельвиг. И не было больше на Руси ни одного поэта, для которого дружба играла бы такую роль. Его друзья были умные, веселые, интересные ребята, которые впоследствии стали известными в России людьми: Матюшкин – мореплаватель, Яковлев – композитор, Горчаков – дипломат. Шесть лет продолжалась учеба в Лицее, а дружба осталась на всю жизнь.

    Перед выпуском

    ЛИЦЕИСТЫ:

    – Летом 1816 года нам сообщили новость.

    – Граф Разумовский с соизволения царя распорядился ускорить наш выпуск на четыре месяца.

    – Что заставило начальство торопиться с выпуском?

    – Не знаю.

    – Мы окончили Лицей на три месяца раньше положенного. Стены нас больше уже не держали.

    ВСЕ ПОЮТ:

    Шесть лет промчались, как мечтанье,
    В объятьях сладкой тишины.
    И уж отечества призванье
    О матерь! Вняли мы призванью,
    Кипит в груди младая кровь!
    Одно лишь есть у нас желанье –
    Всегда хранить к тебе любовь!
    Мы дали клятву: все родимой,
    Все без раздела – кровь и труд.
    Готовы в бой неколебимо,
    Неколебимо – правды в суд…

    Чтец: «Прощальную песнь» написал Антон Дельвиг. Написал превосходно. Музыка Теппера была тоже хороша. Царь не стал слушать пения. Он ушел. Пели не для него. Пели – будто клялись в вечной дружбе. Клялись хранить то лучшее, что дал Лицей.

    ПРОДОЛЖАЮТ ПЕТЬ:

    Простимся, братья! Руку в руку!
    Обнимемся в последний раз!
    Судьба на вечную разлуку,
    Друг на друге остановите
    Вы взор с прощальною слезой!
    Храните, о друзья, храните
    Ту дружбу с тою же душой.
    То ж к правде сильное стремленье,
    Ту ж юную ко славе кровь.
    В несчастье – гордое терпенье

    А в счастье – всем равно любовь!
    Шесть лет промчались, как мечтанье,
    В объятьях сладкой тишины,
    И уж отечества призванье
    Гремит нам: шествуйте, сыны!
    Прощайтесь, братья, руку в руку!
    Обнимемся в последний раз.
    Судьба на вечную разлуку,
    Быть может, здесь сроднила нас!

    1. В исполнении ученика звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г.

    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он, как душа, неразделим и вечен –
    Неколебим, свободен и беспечен,
    Срастался он под сенью дружных муз.
    Куда бы нас не бросила судьбина
    И счастие куда б не повело,
    Все те же мы: нам целый мир чужбина;
    Отечество нам Царское Село.

    2. Слово ведущего .

    В начале жизни школу помню я;
    Там нас, детей беспечных, было много;
    Неровная и резвая семья…

    Эти поэтические строчки напишет взрослый, мудрый А.С. Пушкин, вспоминая годы обучения в Царскосельском лицее – школе, ставшей для него домом.

    В начале жизни школу помню я…

    Сегодня, 19 октября, исполняется 198 лет со дня открытия Царскосельского лицея. Для всех, учившихся вместе с А.С. Пушкиным и в последующие годы, этот день стал одним из главных праздников. А поэт говорил про 19 октября: “Лицея день заветный”.

    Так мы назвали сегодняшний праздник, который еще и вдвойне праздник, потому что 19 октября – это день открытия Пушкинской школы. И даже, думаю, что для всех собравшихся здесь, это втройне праздник, ибо сегодня учащиеся нескольких классов с полным основанием смогут именовать себя юными пушкинистами. Ведь сегодня в торжественной и праздничной обстановке состоится ваше посвящение.

    Звучат фанфары.
    На экране – слайды с видами Царского Села.

    3. Слово ведущего

    Место для Лицея выбрали в Царском Селе, городе прекрасных садов и парков, недалеко от столицы – Санкт-Петербурга.

    Приняли в Лицей мальчиков из дворянских семей, выдержавших экзамен. Их тридцать – всего один класс. Они не одногодки. Самому маленькому – одиннадцать лет, самому старшему – пятнадцать. Их называют “недорослями”. Обидно? Нет! Они действительно еще не доросли до службы государственной или военной и поэтому должны учиться.

    А учить их будут лучшие учителя! Образованные и начитанные, они специально готовились к преподаванию в новой школе! Называют их не учителями, а профессорами или помощниками профессоров. Они мечтают, чтобы их ученики стали честными и благородными людьми, принесли пользу и славу своему Отечеству. И начала занятий они ждут с таким же нетерпением, как и мальчики.

    …Вот и мы с нетерпением и волнением ждали этой первой большой праздничной встречи с вами, юные пушкинисты. С сегодняшнего дня вы можете называть себя учениками Пушкинской школы. И я думаю, вам очень интересно было бы узнать, а что такое Пушкинская школа и чему учатся дети, воспитывающиеся здесь…

    Мы постараемся ответить на ваши вопросы. Итак…

    4. Слайдовая презентация

    (Рассказ об истории создания Пушкинской школы, ее традициях, праздниках, конкурсах, поездках, об инфраструктуре связей…)

    Первая в России Пушкинская школа открылась на славной тульской земле, в городе химиков, где Пушкин, конечно же, никогда не был, – городе, на сотни километров удаленном от пушкинских музеев и от центров пушкиноведения. Открылась в “Лицея день заветный” в 1996 г.

    Вы видите фотографию педагогического коллектива Пушкинской школы – “наставников, хранящих юность”. Некоторые из них работают в школе со дня ее основания. Мы не можем не гордиться своим замечательным педагогическим коллективом. Под сень Пушкинской школы собрались лучшие словесники г. Новомосковска и Новомосковского района.

    Наши педагоги – это прежде всего люди одухотворённые, полные творческого горения. Способные учить и воспитывать Пушкиным, “не докучая моралью строгой”, не поучая. Способные с помощью “удивительного Александра Сергеевича” зажечь свет в душах своих воспитанников.

    Нашей особой гордостью стала библиотека – лучшая пушкинская библиотека в Тульской области. Сегодня она содержит более четырёх тысяч книг пушкинской тематики, богатейшее собрание журнальных и газетных публикаций о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

    Этот коллаж помогает вспомнить нам разнообразные и удивительные события нашей истории. Многие из них происходили здесь, в пушкинской гостиной. Это, например:

    • конкурсы чтецов,
    • разнообразные гостиные,
    • праздник-конкурс “Натали”,
    • пушкинские чтения.

    На этой фотографии вы видите, как проходят семейные чтения. К слову сказать, родители – частые гости в нашей школе. Стало хорошей традицией совместное выступление родителей со своими детьми.

    Одной из форм работы Пушкинской школы являются экскурсии. В каких только Пушкинских местах ни побывали наши ученики! Мы счастливы тем, что смогли организовать более шестидесяти поездок воспитанников в пушкинские места (а это, бесспорно, одна из самых эффективных форм привития интереса к изучению Пушкина!)

    Мы гордимся тем, что воспитанники наших творческих студий – театральной, музыкальной, студии выразительного чтения – с большим успехом выступали на самых “высоких” сценах:

    • и в знаменитом Парадном зале РФК,
    • и в Центральном Доме учёных;
    • и в Центральном Доме работников искусств,
    • на знаменитой поэтической поляне (главной пушкинской сцене России!),
    • в гостиных, залах, у мемориальных объектов пушкинских музеев в Москве, Московской, Псковской, Калужской областей;
    • выступали в квартире потомков А.С. Пушкина в Москве – в семье Г.А. Галина,
    • на “Народном радио”.

    Мы надеемся, что многочисленные традиции, заложенные в прошедшие годы, будут поддержаны вами.

    5. Слово ведущего

    Сегодня – особенный день. А в такие дни получается все, что ни пожелаешь. Ах, как хочется оказаться в Царском Селе 19 октября 1811 года и увидеть, какими они были – лицеисты пушкинского времени. Давайте прислушаемся, может, мы услышим их голоса!?

    6. Слышен стук входной двери. Из коридора доносятся голоса юных лицеистов:

    – Как здорово, что сегодня, в день открытия Лицея, выпал снег!
    – А-а-а-а! – слышится крик, в зал летят несколько ватных снежков.
    – Нет, не удерешь, Кюхля!
    – Ребята, догоняем его! За мной! – через гостиную пробегают в библиотеку.

    7. Слово ведущего

    Так или примерно так заканчивался этот день 19 октября в 1811 году для лицеистов первого пушкинского выпуска. Да, они стали воспитанниками Царскосельского лицея, им предстояло готовиться к службе государственной… Но не будем осуждать их за шалости, ибо сегодня, 19 октября 1811 года, они еще просто дети.

    8. Из библиотеки в гостиную выглядывают головы лицеистов. Беседа:

    – Сегодня праздник!
    – Вы чувствуете: волнуются профессора, волнуется даже директор Василий Федорович Малиновский!
    – Друзья, к зданию подъезжают кареты. Родители приехали!
    – Смотрите: для гостей уже расставлены стулья.
    – Все в сборе?
    – Нет! Царя ждут!

    На экране – Большой зал Лицея.

    Лицеисты появляются в гостиной.
    Ведущий объявляет, обращаясь к присутствующим:

    – Дамы и господа, Его императорское величество государь Александр Павлович!

    Звучат фанфары.
    Входит актер, играющий Александра Первого, занимает почетное место.

    На экране – Устав Лицея.

    9. Слово ведущего

    В день открытия Лицея лицеисты впервые увидели Устав – большую красную книгу в нарядном переплете. На обложке буква “А” – вензель императора Александра. В Уставе записаны все обязанности воспитанников и их права. Приведем пример оных:

    • Все воспитанники равны, как дети одного отца или семейства!
    • Запрещается воспитанникам кричать на служителей или бранить их, хотя бы они были их крепостные люди!
    • Телесные наказания запрещены!

    (При каждом новом правиле “лицеисты” перешептываются, комментируют их.)

    Обратите внимание на одного из педагогов. Как он пристально смотрит на будущих воспитанников. Это профессор Александр Петрович Куницын. Пройдут годы, и Александр Сергеевич Пушкин будет так вспоминать о своем любимом преподавателе и о торжественном моменте:

    Вы помните, когда возник Лицей,
    Как царь для нас открыл чертог царицын.
    И мы пришли. И встретил нас Куницын
    Приветствием меж царственных гостей…

    Звучат фанфары.

    10. Слово ведущего

    – Дамы и господа, Александр Петрович Куницын.

    11. Выходит Куницын и обращается к лицеистам:

    К вам обращаюсь я, юные питомцы, будущие столпы Отечества! Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук. Пройдет время, и вы будете иметь влияние на благо целого общества… Дороги чести и славы открыты перед вами. Помните всегда, что нет выше звания, чем высокое звание гражданина. Любовь к славе и Отечеству должна быть всегда единственным вашим руководителем!

    12. В исполнении учеников звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г.

    Благослови, ликующая муза,
    Благослови: да здравствует Лицей!
    Наставникам, хранившим юность нашу,
    Всем честию, и мертвым, и живым,
    К устам подъяв признательную чашу,
    Не помня зла, за благо воздадим.

    13. К молодому поколению учеников Пушкинской школы с напутственной речью обращается отличник народного просвещения, основатель Пушкинской школы, педагог, награжденный государственной наградой – медалью Пушкина, Н.Я. Бородина.

    Звучат фанфары.

    14. Слово ведущего

    День 19 октября для всех лицеистов на всю оставшуюся жизнь стал днем особенным. “Лицея день заветный” – так именовал его А.С. Пушкин, а вслед за ним его друзья. Так называем его и мы, и те, кто будут жить после нас.

    Пройдут годы, судьба разбросает по свету тех, кто учился с Пушкиным, но каждый год 19 октября они, связанные узами дружбы, лицейского братства, будут стремится встретится своим узким кругом. Сейчас назовем лишь шестерых из них…

    Сцена: звучит имена лицеистов пушкинского выпуска, каждый из них подходит к императору, кланяясь, приветствует его. Одновременно, сопровождая каждое имя, звучит краткая историческая справка о лицеисте.

    Иван Иванович Пущин – один из самых близких друзей Пушкина. “Мой первый друг мой друг бесценный” – так называл Пущина Пушкин. Стал судьей Московского надворного суда, декабрист, осужден на вечную каторгу. Автор “Записок о Пушкине” – одного из самых достоверных мемуарных источников о молодом Пушкине.

    Антон Антонович Дельвиг – барон, замечательный поэт, один из трех лицеистов, посетивших Пушкина в Михайловской ссылке.

    Константин Карлович Данзас – лицейский товарищ, ставший секундантом на последней дуэли Пушкина, дослужился до генерал-майора.

    Вильгельм Карлович Кюхельбекер – лицейский друг, которому Пушкин посвятит такие строки: “мой брат родной по музе, по судьбам”. Замечательный поэт, литературный критик, издатель альманаха, декабрист, участник восстания на Сенатской площади, осужден на 20 лет каторги.

    Вольховский Владимир Дмитриевич – “суворочка”, лучший ученик пушкинского выпуска, окончил Лицей с большой золотой медалью, избрал военную карьеру, дослужился до генерал-майора, привлекался по делу декабристов.

    – Дамы и господа, Александр Сергеевич Пушкин!

    Император удаляется.

    15. Слайдовая презентация (рассказ – краткая справка о некоторых выпускниках Пушкинской школы).

    16. Подарок выпускников Пушкинской школы юным пушкинистам: в их исполнении звучат стихотворения А.С. Пушкина.

    17. Выпускники Пушкинской школы, присутствующие на празднике, обращаются с напутственным словом к юным пушкинистам.

    18. Торжественная минута посвящения.

    Зачитывается поименно имя каждого ученика пушкинского класса, класс строится в центре гостиной, выпускники вручают им значки.

    19. Исполняется Гимн пушкинской школы.

    20. Все участники праздника приглашаются в Пушкинский сквер к памятнику поэту.

    Звучат стихотворения, возлагаются цветы.

    Организация: ГБОУ Лицея 1537 УК 2704

    Населенный пункт: г. Москва

    Дети приглашаются в нарядный музыкальный зал.

    Ведущий:

    Здравствуйте, ребята! Вам нравится как украшен зал?

    Как вы думаете, почему его украсили? (предположения детей)

    Сейчас мы с вами прослушаем гимн и, по его содержанию, попытаемся предположить в честь какого праздника мы здесь собрались (дети прослушивают «Гимн лицеиста», обсуждают его содержание, выдвигают предположение о названии праздника).

    (на основе презентации дети знакомятся с историей первого Лицея)

    Слайд №2

    250 лет назад в Царском селе под Петербургом был открыт первый в России Лицей. Это было учебное заведение для подготовки дворянских детей к государственной службе.

    Первым директором Царскосельского лицея был Василий Федорович Малиновский.

    Давайте рассмотрим изображение Царскосельского Лицея 250 летней давности и современности? Может кто-то найти различия? Как вы думаете, почему произошли или не произошли изменения во внешнем виде здания? (ответы детей)

    Слайд №3

    В Лицее учились только мальчики из дворянских семей.

    Как вы считаете, дворянские семьи это богатые, обеспеченные семьи или нет? (ответы детей)

    А обучались ли дети бедных и простых людей? (предположения детей)

    В Лицее мальчики учились и жили 6 лет, домой их не отпускали, родственники могли их навещать только по праздникам.

    Слайд №4

    Давайте поднимемся по витой лестнице и прогуляемся по Царскосельскому лицею. На втором этаже находятся Большой зал, библиотека, газетная комната и учебные классы.

    Слайд №5

    Мы попали в учебный класс, в котором лицеисты проводили 6-7 часов каждый день за изучением различных наук.

    Как вы думаете, что могли изучать мальчики 250 лет назад? (предположения детей).

    Изучались следующие дисциплины: закон Божий, этика, логика, правоведение, российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки; российская и всеобщая история, география; математика, начало физики; чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание.

    Парты здесь стояли в три ряда, полукругом, постепенно возвышаясь от кафедры..

    Учеников сажали за парты, согласно их успеваемости. Отличники сидели на передних рядах, те, кто учился хуже всех, - на задних. Только оценки были наоборот. Самая лучшая оценка была – 1; 4 –как у нас тройка, вместо двоек ставили - 0.

    Слайд 6

    Парты в то время выглядели вот так. Посмотрите, внимательно, как вы думаете, чем они схожи и отличаются от современных парт. Порассуждайте, чем они удобнее или неудобнее современных парт. Можно по этому фото определить какими письменными принадлежностями ученики пользовались? (ответы детей).

    Слайд 7

    Действительно, в то время пользовались перьями. Их специальным образом затачивали, обмакивали в чернила и писали. Как вы думаете, чьи перья могли использовать для письма? Почему? А вам бы понравилось больше писать современными ручками или вот такими перьями? Почему?

    Слайд 8

    Как вы считаете что это? Для чего они служили? Зачем мальчики упражнялись в фехтовании? Какие качества это развивало? А современным мальчикам нужны эти качества? В какие игры вы играете, чтобы развить ловкость, меткость, быстроту? (ответы детей).

    Слайд 9

    Мы с вами очутились в газетной комнате. Как вы считаете, почему её так называли? (предположения детей).

    Подумайте, чем ещё могли в этой комнате заниматься? (предположения детей)

    Слайд 10

    Мы с вами перемещаемся в самую интересную часть Лицея. Как вы считаете, что это?

    (предположения детей). Почему вы так думаете? (ответы детей).

    Когда Лицей только открылся в библиотеке были только книги преподавателей и воспитанников. Но почти сразу же Александр Первый подарил лицею свою библиотеку, которой он пользовался в молодости. Тогда же сюда поступили и разные иностранные издания.

    Слайд 11

    Вот такие книги читали лицеисты 250 лет назад, они сохранились до нашего времени.

    Давайте вспомним правила обращения с книгой. Если правило нужно выполнять, то вы хлопаете в ладоши, если так поступать нельзя - вы грозите пальчиком.

    • книгу можно рвать, бросать
    • книгу нужно уважать
    • что б она не потрепалась, книгу нужно в обложку одевать
    • в книге можно рисовать
    • книгу можно читать

    Все запомнили, как необходимо относиться к книге? Молодцы!

    Слайд 12

    Как вы думаете, куда мы попали?(предположения детей)

    Это жилой корпус. Каждая дверь ведёт в комнату, в которой живёт лицеист.

    Лицеисты жили очень скромно и вся их жизнь была подчинена строгому распорядку.

    Слайд 13

    В одной из таких комнат жил великий русский поэт. (дети рассматривают слайд)

    Кто может его назвать?

    Верно, это Александр Сергеевич Пушкин. В Царскосельский лицей Пушкин поступил, когда ему было 12 лет. Это был первый набор лицеистов, куда, кроме него попали еще 29 ребят из старинных дворянских фамилий.

    Слайд 14

    Пушкин занимал спальню №14. В каждой комнате лицеиста стояли: железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. Не отличалась убранством и была на столько же строга и комната учителя, раньше его называли гувернёр.

    Слайд 15

    Лицеисты носили форму: темно-синий двубортный сюртук со стоячим воротником, с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, синие длинные прямые панталоны, полусапожки.

    Обучение в Лицее длилось 6 лет. Там мальчики не только познавали много нового, но учились крепко дружить. Эта дружба продолжалась всю жизнь.

    Слайд 16

    А какое образовательное учреждение посещаете вы?(ответы детей)

    Да, сейчас вы ходите в детский сад, но это часть лицея. Поэтому вас тоже можно назвать Лицеистами. Давайте с гордостью носить это звание!

    Использованы фото материалы сайта:

    http://annataliya.livejournal.com/272671.html

    Разработала: учитель начальных классов Норбу Т.О.

    Сценарий Дня лицея для начальной школы

    Под торжественные фанфары на сцену поднимаются 2 ведущих…

    Вед.: Настал поистине чудесный праздник,

    Которого давно мы ждали.

    Сегодня лицеистов день,

    И собрались мы в этом зале.

    Улыбки расцвели вокруг,

    И день теплее стал практически

    И вновь друзей собрал вокруг

    Родной Лицей экономический.

    Вед.: Чем чаще празднует лицей

    Очередную годовщину.

    Тем шире старый круг друзей

    В семью стесняются едину!

    Гудит словно улей сегодня лицей,

    Собрал в этот день он друзей и гостей.

    Живём все мы дружной лицейской семьей,

    В лицей приглашаем с открытой душой!

    (музыкальная отбивка)

    Вед: Добрый день дорогие друзья, лицеисты, педагоги, родители, уважаемые гости !

    Вед : Мы приветствуем всё лицейское братство на одном из важных и значимых событий в жизни лицея!

    Вед: С праздником вас, друзья! С Днём Лицеиста!

    Вед: Лицей... Волшебные звуки этого греческого слова волнуют
    душу. Оно во все времена писалось с большой буквы и произносилось с выражением гордости и почтительности.

    Вед: Современные лицеи сегодня продолжают традиции первых лицеев. Они воспитывают личность образованную, нравственную, гуманную, милосердную. Братство лицеистов объединяет добрые традиции, интересы, стремление к знаниям.

    Вед: Для приветствия будущих лицеистов мы приглашаем директора лицея…

    (выступление директора)

    Вед.: О, сколько же открытий чудных сумеет сделать лицеист.
    Вначале будет очень трудно, ведь путь к познаниям тернист!
    Хотя в лицее вам не только дадут развитие уму, Но и полет души высокой здесь чужд не будет никому.

    Вед: По традиции каждый год всех, кто вливается в лицейское братство, посвящают в лицеисты. Сегодня, вступив в ряды лицейского братства, ………. учащихся вправе будут носить это звание.

    Вед: Но сначала необходимо проверить вас, готовы ли вы принять имя лицеиста… Мы проверим, достойны ли вы этого звания?

    Выступление 1 классов:

    У нас сегодня праздник,

    Сегодня лицеистов день,

    И в зале очень много

    Учителей, гостей.

    Ещё мы только начали

    Свой долгий школьный путь,

    Но нам совсем не страшно -

    Нисколечко, ничуть!

    Ах, какие у нас лицеисты!

    Можно ли их не любить?

    Печали свои и тревоги

    Привыкли мы с ними делить!

    Сегодня в этот праздник

    Молчать о вас нельзя!

    Вы – товарищи наши,

    Старшие наши друзья!

    Песня 2 «В» классы«Школа, школа…»

    Танец «Кадриль…»

    Вед.: Теперь мы точно уверены, что первоклассники достойны вступить в дружное лицейское братство

    Вед .: Но уверены ли мы, что они для этого достаточно взрослые? Давайте спросим у второклассников, которые только недавно в него вступили?

    Песня 2 классы «Мы маленькие дети»

    Вед .: Я оказался прав! Они совсем ещё дети и ответственность достойного звания лицеиста для них может оказаться непосильной ношей…

    3 класс: Знаю, этот путь нелегок,

    И на нем соблазнов много.

    Но себя не обмануть,

    И учиться как-нибудь

    Лицеисту будет стыдно,

    И смешно, и несолидно.

    3 класс : Да, пусть уроков много разных -

    Все они не любят праздных,

    Мы совсем не любим лени,

    Все предметы одолеем!

    Мы питаемся отлично

    И одеваемся прилично!

    И к творчеству всегда готовы,

    Как стих про 33 коровы…

    Песня 2 «а» класс «Стихи»

    Вед .: Мы убедились, что ученики наши ценят дружбу, умеют быть ответственными и творчески подходить к решению любых проблем!

    Вед.: Да. Они готовы к тому, чтобы принять звание Лицеиста!

    Наступила торжественная минута для тех, кто впервые сегодня произнесёт клятву, и по праву будет носить гордое звание – лицеист Экономического лицея. Мы просим встать всех учеников 1 классов, а также …. перечисляются ученики 2,3,4 классов, вновь прибывшие в этом году)

    Вед .: Вы готовы принести клятву лицеиста? Тогда будьте внимательны и повторяйте за мной!

    Вед .: Вступив в ряды экономистов

    Клянусь учиться и учиться.

    Вед .: Клянусь учителей всех знать

    По отчеству всегда их звать.

    Вед .: Клянусь прилежным быть в душе

    И не сорить ничем нигде!

    Вед. : Клянусь участвовать в турнирах

    Лицей свой прославлять по миру!

    Вед.: Клянусь учиться на пятерки

    Прочесть Макконнелла до корки.

    Вед.: Заветам Смита верным быть

    И клятву эту не забыть!

    Вед: Вас посвятили, и сердечно с открытием мы поздравляем всех.

    Пусть вам отныне и навечно всегда сопутствует успех!
    Вед: Чтоб в этом здании царили лишь ум, талант и доброта,
    И чтоб друг другу вы дарили дела, участье и сердца.
    Вед: Традиционно администрация лицея награждает тех, у кого есть особые успехи в освоении разных наук, тех, кто с достоинством несёт высокое звание лицеиста, кто неустанно проявляет любовь к жизни, к знаниям, к наукам, стремление быть первым.

    Вед.: Для награждения победителей конкурсов лицейской недели мы вновь приглашаем директора лицея ФИ и завуча по воспитательной работе ФИ

    Награждение…

    Вед.: Достойным будет ваш путь пусть и дальше!

    Пусть не будет в нем лести и фальши,

    Пусть никто не сможет вас упрекнуть,

    Что неправильным выбран ваш путь!

    Вед .: Приглашаем учеников 2 «б» класса для творческого поздравления!

    2 «б» класс:

    Школьная страна! Открыты в классы двери.
    В классы непростые -нашего лицея!
    Новые науки, новые друзья -
    Станет интересной жизнь твоя, моя.

    Года пролетят быстро, незаметно.
    В науках очень многих нам станет все известно.
    Будем все работать, не жалея сил,
    Чтоб каждый день в лицее радость приносил.

    Исписать бумаги придется нам немало.
    Но должны мы знать с самого начала:
    Гением, как Пушкин, станет только тот,
    Кто прольет немалый, да, немалый пот.

    Песня 2 «в» класс «Куда уходит детство»

    Танец 4 классы «Анайларым…»

    Вед.: Лицей! Счастливые года! Лицей, мы молоды всегда!

    Тебя, наступят времена, прославят наши имена!

    Вед : Лицей - созвучие сердец! Лицей - для наших душ творец!

    Гордимся именем твоим. Лицей так будь всегда таким!

    Вед : Желаем творческих удач,

    Здоровья крепкого желаем,

    От всей начальной школы вас

    С Днём лицеиста поздравляем!

    Финальная музыка

    19 октября в нашей стране отмечается Всероссийский день лицеиста. В лицеях проходят праздничные мероприятия: торжественные линейки, концерты, творческие вечера, устраиваются олимпиады, командные игры, викторины, конкурсы рисунков и поделок.

    К этому дню предлагаем сценарий проведения праздника «День лицеиста».

    Праздник открывают ведущие:
    – Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он как душа неразделим и вечен -
    Неколебим, свободен и беспечен
    Срастался он под сенью дружных муз.

    Куда бы нас ни бросила судьбина,
    И счастие куда б ни повело,
    Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
    Отечество нам Царское Село.

    Праздник «День лицеиста» по сценарию продолжит рассказ о Царскосельском лицее.

    – Когда-то на окраине Афин близ храма Апполона Ликейского существовала школа, основанная великим философом Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем.

    19 октября 1811 года учебное заведение под таким названием открылось в Царском Селе неподалеку Петербурга по указу императора Александра I.

    – Предполагалось, что здесь будут воспитываться младшие братья императора, однако эти планы не осуществились. В Царскосельском лицее трудились лучшие преподаватели. Он стал для лицеистов и местом получения образования, и школой жизни, и домом.

    – Обучение продолжалось в течение 6 лет. В те годы система образования в лицеях состояла из двух ступеней (среднее и высшее образование). Выпускники Царскосельского лицея были всесторонне развитыми и образованными людьми.

    – В числе лицеистов первого выпуска были: поэты А. Пушкин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, декабрист И. Пушин, канцлер А. Горчаков и др.

    – Бывшие лицеисты, которые по окончании этого учебного заведения собирались на так называемый «лицейский обед», заложили традиции праздника. Просуществовал он вплоть до 1918 года, когда это учебное заведение было закрыто по инициативе Совета Народных Комиссаров Республики Советов.

    – Однако прежние традиции не были забыты, и сегодня мы вновь отмечаем День лицеиста.

    Затем по сценарию проведения праздника «День лицеиста» ребята прочтут стихи.

    – Этот праздник в осеннем сиянии
    К нам идет по коврам расписным.
    Кладовые с богатствами знаний
    Открываем ключом золотым.

    – Нас эти стены словно берегут.
    Здесь нам легко и в горестях, и в бедах.
    И здесь нас ждут, как мамы дома ждут,
    Большим и малым радуясь победам.

    Празднование «Дня лицеиста» продолжит рассказ об учебном заведении: истории его открытия, учителях, выпускниках, сложившихся традициях.

    Затем исполняется Гимн лицея.

    Ведущий:
    – Между пушкинскими лицеистами и нами есть чувство родства, несмотря на то, что нас разделяет целая эпоха. И сегодня мы с гордостью произносим слова великого русского поэта:

    Благослови, ликующая муза,
    Благослови, да здравствует Лицей!

    – Дорогие педагоги и лицеисты, мы поздравляем вас с сегодняшним праздником! Пусть наш лицей действительно станет пушкинским «святым братством, дружною семьей».

    К этому празднику можно приурочить Посвящение новых учеников в лицеисты.
    А завершит сценарий праздника «День лицеиста» Лицейский бал.