Войти
Женская территория
  • Можно ли во время месячных ходить на похороны и кладбище
  • Ретро прически на средние волосы Прическа в стиле ретро на короткие волосы
  • Сказкотерапия: как лечить сказкой психологические проблемы у детей
  • Статусы гламурные для девушек
  • Медитация «Ангельские крылья Как проводить занятия медитацией
  • Каскад на длинные волосы – прическа, которая идет всем
  • Ольга подольская. «Три сестры Роман три сестры кто написал

    Ольга подольская. «Три сестры Роман три сестры кто написал

    Три сестры, Ольга, Маша и Ирина, дочери недавно умершего генерала Прозорова, живут вместе с братом Андреем в одном из северных губернских городов России. Они молоды: старшей, Ольге, в первом действии пьесы 28 лет, а младшей, Ирине – 20. Замужем из них одна Маша. [См. полный текст «Трёх сестёр» на нашем сайте.]

    Несмотря на свою юность, сёстры уже чувствуют неудовлетворённость жизнью. Ольга преподаёт в гимназии и не любит эту свою работу, которая раздражает и утомляет её. Маша не слишком счастлива со своим суховатым, недалёким мужем Фёдором Кулыгиным. Ирина пока работы не имеет, и её угнетает бесполезное, бесцельное существование, лишённое напряжения и труда. Сёстры любят с волнением вспоминать о своём радостном детстве, проведённом в Москве. Их семья уехала из Москвы 11 лет назад, но до сих пор Ольге, Маше и Ирине кажется, что возвращение в этот город изменило бы всю их судьбу, озарив её новым, светлым смыслом. Отъезд в Москву становится для них заветной мечтой, которую – увы! – по разным причинам трудно осуществить.

    Первое действие чеховской пьесы происходит во время дня рождения Ирины. На него собираются знакомые сестёр – в большинстве офицеры, служащие в батарее, которой прежде командовал их отец. Это: душевный, но рассеянный и склонный к пьянству пожилой военврач Чебутыкин; добрый, пылкий, но некрасивый поручик барон Тузенбах; странноватый штабс-капитан Солёный, в обществе всегда скованный и от этого злой и агрессивный; подполковник Александр Вершинин, который, будучи глубоко несчастным от постоянных вздорных выходок жены, ищет утешения в мечтах о том, какой прекрасной станет жизнь будущих поколений. На день рождения приходит и невеста Андрея, Наташа, глупая, плаксивая, но хитрая и стяжательная девица.

    «Три сестры». Спектакль Малого театра по пьесе А. П. Чехова

    Чехов «Три сестры», действие 2 – кратко

    Второе действие «Трёх сестёр» происходит через год или два после первого, в дни новогодних праздников. Жизнь Ольги, Маши и Ирины за это время не становится лучше. Ольга продолжает работать в нелюбимой гимназии. Маша начинает заводить любовную связь с Вершининым, однако тот не может ради неё бросить собственную семью, где растут две маленькие дочери. Ирина, ранее грезившая о полезном труде, поступает работать на телеграф, но на своей должности находит не вдохновение, а рутину и скуку. В неё одновременно влюбляются романтичный, но внешне непривлекательный Тузенбах и озлобленный задира Солёный.

    Андрей уже женат на неумной и жадной Наташе, имеет от неё маленького сына – «Бобика». Семейные заботы напрочь рушат прежние планы Андрея насчёт научной карьеры. Вместо этого ему приходится удовольствоваться ничтожной должностью секретаря земской управы. Податливая Наташа сводит всё более близкое знакомство с главой управы, Протопоповым. С горя Андрей начинает пить, увлекается азартными играми, проигрывает крупные суммы.

    Пошлая действительность всё чаще заставляет трёх сестёр мечтать об «отъезде в Москву». Но этот отъезд откладывался уже столько раз, что надежд на него остаётся всё меньше. Поселившаяся в доме сестёр Наташа ведёт себя всё более по-хозяйски. Ссылаясь на нездоровье ребёнка, она выживает Ирину из отдельной комнаты, требует пореже принимать гостей, не приглашать на зимние праздники ряженых, а сама в открытую ездит кататься на тройке с Протопоповым.

    Чехов «Три сестры», действие 3 – кратко

    Минует ещё пара лет. Третье действие чеховской пьесы происходит во время большого пожара, который уничтожает в городе целый квартал. Ольга раздаёт погорельцам старые вещи из дома, но Наташа, совсем забравшая в руки Андрея, такой щедростью очень недовольна. Наташа командует в доме, грубо кричит на слуг и собирается выгнать за порог без куска хлеба няньку Анфису, которая выхаживала всех трёх сестёр в детстве, но теперь по старости стала неспособна работать. Наташа родила второго ребёнка, по-видимому, от Протопопова. Впавший в безволие Андрей проигрался в пух и прах, самовольно заложил в банке дом, который принадлежит ему не единолично, а вместе с сёстрами. Все полученные под залог деньги забрала Наташа.

    У Маши – горячий роман с подполковником Вершининым. Но этот мечтатель-идеалист, проповедник будущей идеальной жизни, не может бросить своих дочерей, чтобы соединиться с ней. Ирина перешла работать с телеграфа в земскую управу, но и там нашла одну пошлость и обыденщину. Ей делает предложение Тузенбах. Не любя барона, но и не находя лучшей партии, Ирина соглашается выйти за него. Тузенбах бросает военную службу и подыскивает себе должность на кирпичном заводе. Он и Ирина собираются вместе поехать туда и там, быть может, обрести наконец смысл жизни. Сближением Ирины с бароном сильно раздосадован её прежний неудачливый поклонник – мстительный Солёный.

    Проходит слух, что артиллерийскую бригаду и всех её офицеров скоро переведут из города куда-то далеко. Сестрам предстоит лишиться многих старинных друзей, а Маше – Вершинина.

    Чехов. «Три сестры». Аудиокнига

    Чехов «Три сестры», действие 4 – кратко

    Артиллерийская бригада покидает город. Ирина и Тузенбах назавтра должны венчаться и ехать на кирпичный завод. Ирина, сдавшая экзамен на учительницу, надеется, что эта новая профессия вдохнёт в её существование полноту. Но прямо накануне ухода бригады, злобный Солёный устраивает на бульваре ссору с Тузенбахом и вызывает его на дуэль.

    Сёстры грустно прощаются со знакомыми офицерами. Маша с болью в сердце расстаётся с Вершининым. Ольгу назначили начальницей гимназии, и она теперь живёт на отдельной квартире, куда забрала и няньку Анфису. Наташа, к которой Протопопов уже без стеснения ходит домой, радуется, что из дома уедет и Ирина.

    Вершинин Александр Игнатьевич в пьесе «Три сестры» — подполковник, батарейный командир. Учился в Москве и там же начал службу, служил офицером в той же бригаде, что и отец сестер Прозоровых. В ту пору он бывал у Прозоровых и его дразнили «влюбленным майором». Появляясь у них вновь, Вершинин сразу завладевает общим вниманием, произнося возвышенные патетические монологи, через большую часть которых проходит мотив светлого будущего. Он называет это «пофилософствовать». Выражая недовольство своей настоящей жизнью, герой говорит, что если бы можно начать сначала, то он бы жил по-другому. Одна из его главных тем — жена, которая время от времени пытается покончить с собой, и две дочери, которых он боится ей доверить. Во втором действии он влюблен в Машу Прозорову, которая отвечает ему взаимностью. В финале пьесы «Три сестры» герой уходит вместе с полком.

    Ирина (Прозорова Ирина Сергеевна) — сестра Андрея Прозорова. В первом действии отмечают ее именины: ей двадцать лет, она чувствует себя счастливой, полна надежд и воодушевления. Ей кажется, что она знает, как надо жить. Она произносит страстный, вдохновенный монолог о необходимости труда. Ее мучает тоска по труду.

    Во втором действии она уже служит телеграфисткой, возвращается домой усталая и недовольная. Потом Ирина служит в городской управе и, по ее словам, ненавидит, презирает все, что дают ей делать. Прошло четыре года с ее именин в первом действии, жизнь не приносит ей удовлетворения, она переживает, что стареет и все дальше уходит от «настоящей прекрасной жизни», а мечта о Москве так и не сбывается. Несмотря на то что не любит Тузенбаха, Ирина Сергеевна дает согласие выйти за него замуж, после венчания они должны сразу ехать вместе с ним на кирпичный завод, где он получил место и где она, выдержав экзамен на учительницу, собирается работать в школе. Этим планам не суждено сбыться, так как Тузенбах накануне венчания гибнет на дуэли с Соленым, который тоже влюблен в Ирину.

    Кулыгин Федор Ильич — учитель гимназии, муж Маши Прозоровой, которую очень любит. Он автор книги, где описывает историю здешней гимназии за пятьдесят лет. Кулыгин дарит ее на именины Ирине Прозоровой, забыв, что уже однажды это делал. Если Ирина и Тузенбах постоянно мечтают о труде, то этот герой пьесы «Три сестры» Чехова как бы олицетворяет эту идею общественно полезного труда («Я вчера работал с утра до одиннадцати часов вечера, устал и сегодня чувствую себя счастливым»). Однако при этом он производит впечатление всем довольного, недалекого и малоинтересного человека.

    Маша (Прозорова) — сестра Прозорова, жена Федора Ильича Кулыгина. Вышла замуж, когда ей было восемнадцать лет, тогда она боялась мужа, потому что он был учителем и казался ей «ужасно ученым, умным и важным», теперь же она в нем разочаровалась, тяготится обществом учителей, товарищей мужа, которые кажутся ей грубыми и неинтересными. Она говорит важные для Чехова слова, что «человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста...». Маша влюбляется в Вершинина.

    Через всю пьесу «Три сестры» она проходит со стихами из пушкинского «Руслана и Людмилы»: «У Лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том.. Златая цепь на дубе том..» —которые становятся лейтмотивом ее образа. Эта цитата говорит о внутренней сосредоточенности героини, постоянном стремлении разобраться в самой себе, понять, как жить, подняться над повседневностью. В то же время хрестоматийное сочинение, откуда взята цитата, точно апеллирует к гимназической среде, где вращается ее муж и к которой Маша Прозорова вынужденно ближе всего.

    Наталья Ивановна — невеста Андрея Прозорова, потом жена. Безвкусная, пошловатая и эгоистичная дама, в разговорах зациклена на своих детях, резка и груба с прислугой (няню Анфису, которая уже тридцать лет живет у Прозоровых, хочет отправить в деревню, потому что та уже не может работать). У нее роман с председателем земской управы Протопоповым. Маша Прозорова называет ее «мещанкой». Тип хищницы, Наталья Ивановна не только полностью подчиняет себе мужа, делая его послушным исполнителем своей несгибаемой воли, но и методично расширяет занимаемое ее семьей пространство — сначала для Бобика, как называет она своего первого ребенка, а затем и для Софочки, второго ребенка (не исключено, что от Протопопова), вытесняя других обитателей дома — сначала из комнат, затем с этажа. В конце концов из-за огромных долгов, сделанных в карты, Андрей закладывает дом, хотя он принадлежит не только ему, но и сестрам, а деньги забирает Наталья Ивановна.

    Ольга (Прозорова Ольга Сергеевна) — сестра Прозорова, дочь генерала, учительница. Ей 28 лет. В начале пьесы она вспоминает Москву, откуда их семья уехала одиннадцать лет назад. Героиня чувствует себя усталой, гимназия и уроки по вечерам, по ее словам, отнимают у нее силы и молодость, и только одна мечта согревает ее — «скорее в Москву». Во втором и третьем действии она исполняет обязанности начальницы гимназии, постоянно жалуется на усталость и мечтает о другой жизни. В последнем действии Ольга — начальница гимназии.

    Прозоров Андрей Сергеевич — сын генерала, секретарь земской управы. Как говорят про него сестры, «он у нас и ученый, и на скрипке играет, и выпиливает разные штучки, одним словом, мастер на все руки». В первом действии он влюблен в местную барышню Наталью Ивановну, во втором он ее муж. Прозоров недоволен своей службой, ему, по его словам, снится, что он «профессор московского университета, знаменитый ученый, которым гордится русская земля!». Герой признается, что жена его не понимает, а сестер он боится, боится, что засмеют, застыдят. Он чувствует себя чужим и одиноким в родном доме.

    В семейной жизни этот герой пьесы «Три сестры» Чехова разочарован, он играет в карты и проигрывает немаленькие суммы. Потом становится известно, что он заложил дом, который принадлежит не только ему, но и сестрам, а деньги забрала его жена. В конце концов, он уже не мечтает об университете, а гордится, что стал членом земской управы, председатель которой Протопопов — любовник его жены, о чем знает весь город и чего не хочет видеть (или делает вид) только он один. Герой сам чувствует свою никчемность и задается характерным для чеховского художественного мира вопросом «Отчего мы, едва начавши жить, становимся скучны, серы, неинтересны, ленивы, равнодушны, бесполезны, несчастны?..» Он снова мечтает о будущем, в котором видит свободу — «от праздности, от гуся с капустой, от сна после обеда, от подлого тунеядства…». Однако ясно, что мечты при его бесхарактерности так и останутся мечтами. В последнем акте он, растолстевший, возит колясочку с дочерью Софочкой.

    Соленый Василий Васильевич — штабс-капитан. Он часто вынимает из кармана флакон с духами и опрыскивает себе грудь, руки — это наиболее характерный его жест, которым он хочет показать, что его руки обагрены кровью («Они у меня пахнут трупом», — говорит Соленый). Он застенчив, но хочет казаться романтической, демонической фигурой, тогда как на самом деле смешон в этой своей пошловатой театральности. О себе говорит, что у него характер Лермонтова, ему хочется быть похожим на него. Он постоянно дразнит Тузенбаха, произнося тонким голосом «цып, цып, цып...». Тузенбах называет его странным человеком: когда Соленый остается с ним наедине, то умен и ласков, в обществе же груб и строит из себя бретера. Соленый влюблен в Ирину Прозорову и во втором действии объясняется ей в любви. На ее холодность отвечает угрозой: счастливых соперников у него не должно быть. Накануне венчания Ирины с Тузенбахом герой придирается к барону и, вызвав на дуэль, убивает.

    Тузенбах Николай Львович — барон, поручик. В первом действии пьесы «Три сестры» ему нет тридцати. Он увлечен Ириной Прозоровой и разделяет ее тоску «по труде». Вспоминая петербургское детство и юность, когда он не знал никаких забот, а сапоги с него стаскивал лакей, Тузенбах осуждает праздность. Постоянно объясняет, словно оправдываясь, что он русский и православный, а немецкого в нем осталось очень мало. Тузенбах оставляет военную службу, чтобы работать. Ольга Прозорова говорит, что когда он первый раз пришел к ним в пиджаке, то показался таким некрасивым, что она даже заплакала. Герой устраивается служить на кирпичном заводе, куда намеревается отправиться, обвенчавшись с Ириной, но гибнет на дуэли с Соленым

    Чебутыкин Иван Романович — военный доктор. Ему 60 лет. Он говорит о себе, что после университета ничего не делал, даже ни одной книжки не прочел, а читал одни газеты. Он выписывает из газет разные полезные сведения. По его словам, сестры Прозоровы для него самое дорогое, что только есть на свете. Он был влюблен в их мать, которая уже была замужем, и потому сам не женился. В третьем действии у него от неудовлетворенности собой и вообще жизнью начинается запой, одна из причин которого в том, что он винит себя в смерти своей пациентки. Через пьесу проходит с присловьем «Та-ра-ра-бумбия... сижу на тумбе я», выражающим скуку жизни, которой томится его душа.

    «Три сестры» - первая пьеса после провала «Чайки». Как ни в одной другой пьесе, сюжет здесь строится на том, что он никак не «строится», не складывается. Главное желание, мечта трех сестер - уехать в Москву, - кажется, вот-вот осуществится, но каждый раз откладывается, пока, наконец, не становится ясно: никуда они не уедут. Мечта останется мечтой- жизнь «следует своим собственным законам». Характерная особенность: не только в жизни героев рушатся мечты, но и в быту все время что-то не получается, оказывается «не тем». Не случайно слово «не то» так часто повторяется персонажами. В этом общем климате «не того», неполучившегося, несбыточного не покажутся нейтральными и такие бытовые подробности, как неприход ряженых или то, что Вершинин у сестер Прозоровых никак не может дождаться чаю. На этом примере особенно ясно видно, как велика роль чеховских «микросюжетов». Это маленькие миры много повторяют из того, что творится «на большой земле» чеховского сюжета. За рядом крупных несвершений, неудач, драм, потрясений - как бы уходящие в перспективу ряды мелких неладностей, неутоленных ожиданий. В этом одна из важных особенностей структуры чеховского сюжета, причем характерная не только для «Трех сестер».

    В пьесе две линии сюжета: томящегося, тоскующего о будущем добра и активно действующего зла. И все-таки финал пьесы не безнадежен. Три сестры утратили многие иллюзии, но не потеряли веры в будущее. «Три сестры» - пьеса о счастье, недостижимом, далёком, об ожидании счастья, которым живут герои. О бесплодных мечтах, иллюзиях, в которых проходит вся жизнь, о будущем, которое так и не наступает, а вместо него продолжается настоящее, безрадостное и лишённое надежд. В центре внимания зрителя пьесы оказываются три сестры Прозоровы: Ольга, Маша и Ирина. Три героини с разными характерами, привычками, но все они одинаково воспитаны, образованны. Их жизнь - ожидание перемен, одна-единственная мечта: “В Москву!” Но ничего не меняется. Сёстры остаются в губернском городе. На место мечты приходит сожаление об утраченной молодости, способности мечтать и надеяться и осознание того, что ничего не изменится. Но одним вопросом о счастье проблемы пьесы не исчерпываются.

    Центральными персонажами, исходя из названия и фабулы, являются сёстры. В афише же акцент поставлен на Андрее Сергеевиче Прозорове. Его имя стоит на первом месте в списке действующих лиц, а все характеристики женских персонажей даны в связи с ним: Наталья Ивановна - его невеста, потом жена, Ольга, Мария и Ирина - его сёстры. Поскольку афиша является сильной позицией текста, можно сделать вывод о том, что Прозоров является носителем смыслового акцента, главным героем пьесы.

    Андрей Сергеевич - умный, образованный человек, на которого возлагаются большие надежды, “будет профессором”, который “всё равно не станет жить здесь”, то есть в губернском городе. Но он ничего не делает, живёт в праздности, со временем, вопреки своим первоначальным заявлениям, становится членом земской управы. Будущее стирается, меркнет. Остаётся прошлое, память о времени, когда он был молод и полон надежд. Первое отчуждение от сестёр произошло после женитьбы, окончательное - после многочисленных долгов, проигрышей в карты, принятия должности под началом Протопопова - любовника своей жены. От Андрея зависела не только его личная судьба, но и судьба сестёр, так как они связывали своё будущее с его успехом. Темы человека образованного, интеллигентного, с высоким культурным уровнем, но слабого и безвольного, и его падения, нравственного надрыва, слома - сквозные в творчестве Чехова.

    Основной оппозицией на поверхностном, идеологическом уровне оказывается Москва - провинция (сквозное для чеховского творчества противопоставление провинции и центра), где центр воспринимается, с одной стороны, как источник культуры, образования («Три сестры», «Чайка»), а с другой - как источник безделья, лени, праздности, неприученности к работе, неспособности к действию («Дядя Ваня», «Вишнёвый сад»). Вершинин в финале пьесы, говоря о возможности достижения счастья, замечает: “Если бы, знаете, к трудолюбию прибавить образование, а к образованию трудолюбие…”

    Это выход - единственный путь в будущее, который отмечает Вершинин. Возможно, это в некоторой степени и чеховский взгляд на проблему.

    В афише заявлена и другая оппозиция: военные - штатские. Офицеры воспринимаются как люди образованные, интересные, порядочные, без них в городе жизнь станет серой и вялой. Так воспринимают военных сёстры. Важно и то, что они сами - дочери генерала Прозорова, воспитанные в лучших традициях того времени. Не зря именно в их доме собираются офицеры, квартирующие в городе.

    К концу пьесы оппозиции исчезают. Москва становится иллюзией, мифом, офицеры уходят. Андрей занимает своё место рядом с Кулыгиным и Протопоповым, сёстры остаются в городе, уже понимая, что никогда не окажутся в Москве.

    Возможно, в силу своего сиротства эти героини особенно остро чувствуют необходимость и важность родственных связей, единения, семьи, порядка. Не случайно Чебутыкин дарит сёстрам самовар, являющийся в художественной системе произведений Чехова ключевым образом-символом дома, порядка, единства.

    Из реплик Ольги всплывают не только ключевые события, но и важные для раскрытия её характера образы и мотивы: образ времени и связанный с ним мотив изменений, мотив отъезда, образы настоящего и мечты. Появляется важная оппозиция: мечты (будущее), память (прошлое), реальность (настоящее). Все эти ключевые образы и мотивы проявляются в характерах всех трёх героинь.

    В первом действии появляется и тема труда, работы как необходимости, как условия достижения счастья, также являющаяся сквозной в произведениях Чехова. Из сестёр с этой темой связаны только Ольга и Ирина.

    Для раскрытия характеров сестёр важны и темы любви, замужества, семьи. Проявляются они по-разному. Для Ольги замужество, семья связаны скорее не с любовью, а с долгом: Для Ирины любовь и замужество - понятия из области мечты, будущего. В настоящем же у Ирины любви нет. Маша - единственная из сестёр - говорит о вере: “...Человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста…” Жизнь с верой - это жизнь со смыслом, с пониманием своего места в мире. Ольга и Ирина не чужды религиозному взгляду на жизнь, но для них это, скорее, покорность происходящему:

    В пьесе важным является образ/мотив времени и изменений, с ним связанных, являющийся ключевым и сквозным в чеховской драматургии. С образом времени тесно связан и мотив памяти и забвения.

    Финал пьесы, где Андрей везёт коляску с Бобиком и звучит затихающая музыка покидающих город офицеров, - апофеоз бездействия, инертности мышления, пассивности, лени и душевной вялости. Трагическим героем его назвать нельзя, так как по законам трагического есть лишь один необходимый элемент: гибель героя, хотя бы и духовная гибель, - но второго элемента - борьбы, направленной на изменения, улучшения существующего порядка, - в пьесе нет.

    В характере Андрея, как и в характерах его сестёр, важна оппозиция реальность (настоящее) - мечты, иллюзии (будущее). Из области реального, настоящего можно выделить темы здоровья, работы в земской управе, отношений с женой, одиночества.

    Для Андрея ключевой является и тема одиночества и непонимания, тесно связанная с мотивом скуки.

    Слова чужой и одинокий являются ключевыми для этого характера.

    Монолог в четвёртом действии (опять в присутствии глухого Ферапонта) ярко раскрывает проблему настоящего: скуку, однообразие как следствие безделья, несвободу от лени, пошлость и угасание человека, духовную старость и пассивность, неспособность к сильным чувствам как следствие однообразности и похожести людей друг на друга, неспособность к реальным поступкам, умирание человека во времени:

    Всему этому противостоит область иллюзий, надежд, мечтаний. Это и Москва, и карьера учёного. Москва - это альтернатива и одиночеству, и безделью, инертности. Но Москва - это всего лишь иллюзия, сон.

    Будущее осталось только в надеждах и снах. Настоящее не меняется.

    Другим персонажем, несущим важную смысловую нагрузку, является Чебутыкин, врач.

    Образ врача, близкого семье, знавшего покойных родителей, испытывающего отеческие чувства к их детям, - сквозной образ в чеховской драматургии.

    Чебутыкин говорит, что после университета ничего не делал и не читал, кроме газет. Появляется всё та же оппозиция труд - безделье, но назвать Чебутыкина бездельником нельзя.

    В речи Чебутыкина нет пафоса. Он не любит длинных философских рассуждений.

    Из первого же действия читатель узнаёт, что Чебутыкин любит выпить. С этим образом в пьесу вводится важный ключевой мотив опьянения.

    Этот мотив заставляет предположить в Чебутыкине скрытые мысли об усталости, старении и бессмысленности жизни. Скрытая неудовлетворённость жизнью, мысли о том, что время пролетело зря, что он растратил силы впустую, прочитываются лишь в подтексте. На поверхностном же уровне - только намёки, ключевые слова, мотивы, направляющие восприятие вглубь этого характера.

    Чебутыкин,как и сёстры, чувствует, что происходящее - большое заблуждение, ошибка, что всё должно быть по-другому. Что существование трагично, так как проходит среди иллюзий, мифов, созданных себе человеком. В этом отчасти кроется ответ на вопрос, почему сёстры так и не смогли уехать. Иллюзорные препятствия, иллюзорные связи с действительностью, неспособность увидеть и принять на самом деле настоящее, реальное - причина, по которой Андрей не в силах изменить свою жизнь, а сёстры остаются в провинциальном городе. Всё идёт по кругу и без изменений. В характере Чебутыкина, как и в характерах других персонажей, ярко представлена оппозиция реальность (настоящее) - мечты (будущее). Реальность скучна и безрадостна, но и будущее он представляет ненамного отличающимся от настоящего. Пассивность и вялость, свойственные Андрею Прозорову, наблюдаются и в образе Чебутыкина. Его постоянная реплика “всё равно” и фраза “Тарара-бумбия...” позволяют предположить, что Чебутыкин не сделает ничего, чтобы изменить свою жизнь и повлиять на будущее.

    Инертность и апатия - отличительные черты всех героев пьесы. И поэтому пьесу «Три сестры» исследователи называют самой безнадёжной пьесой Чехова, когда отнята последняя надежда на изменения.

    В пьесе важным персонажем, хотя и эпизодическим, является няня Анфиса. С ней связаны такие черты, как доброта, милосердие, кротость, способность понять, выслушать, забота о других, поддержка традиций. Няня выступает хранителем дома, семьи. Она воспитала не одно поколение Прозоровых, вырастила сестёр как собственных детей. Они и являются её единственной семьёй. Но семья разваливается в тот момент, когда в доме появляется Наташа, обращающаяся с няней так, как с прислугой, в то время как она для сестёр является полноправным членом семьи. Тот факт, что сёстры не могут отстоять свои права в доме, что няня покидает дом, и сёстры не могут ничего изменить, говорит о неизбежности краха семьи и неспособности героев повлиять на ход событий.

    Оппозиция прошлое - будущее есть и в характере Анфисы. Но если для всех настоящее хуже прошлого, а будущее - это мечты, надежды на лучшее, на изменение действительности, то Анфису настоящее устраивает, а будущее пугает. Она - единственный персонаж, которому не нужны перемены. И она единственная, кто доволен изменениями, произошедшими в её жизни.

    Жизнь - это движение к покою, через каждодневный труд, отречение от себя, постоянная жертва, преодоление усталости, работа на будущее, которое приближается малыми делами, но увидят его далёкие потомки. Единственной наградой за страдания может быть лишь покой.

    Двойственность и противоречивость оценок, множество противопоставлений, раскрытие характеров через ключевые темы, образы и мотивы - вот основные черты художественного метода Чехова-драматурга.

    СЕСТРЫ ПРОЗОРОВЫ

    СЕСТРЫ ПРОЗОРОВЫ - Ольга, Маша, Ирина - героини драмы А.П.Чехова «Три сестры» (1900). По словам Чехова, «ужасно трудно было писать «Трех сестер»«. Ведь три героини, каждая должна быть на свой образец, и все три - генеральские дочки». Образованные, молодые, изящные, красивые женщины - «не три единицы, а три трети трех», одна душа, принявшая «три формы» (И.Ф.Аннен-ский). В «триединстве» героинь - виртуозная трудность построения пьесы.

    Время действия - время жизни сестер - показано Чеховым в разрывах: в «клочках», «отрывках», «случайностях». Весенний полдень первого акта; зимние сумерки второго; летняя ночь, озаренная отблесками бушующего в городе пожара; и снова день, но уже осенний, прощальный - в четвертом действии. Из этих фрагментов, обрывков судеб возникает внутренняя, непрерывная в «подводном течении» пьесы «кантилена жизни чеховских героинь» (И.Н.Соловьева). Сестрам дано острое чувство текучести жизни, идущей мимо или/и мнимо, проживаемой «начерно». Помимо воли и желания сестер она складывается «не так»: «Все делается не по-нашему» (Ольга); «Эта жизнь проклятая, невыносимая», «неудачная жизнь» (Маша); «Жизнь уходит и никогда не вернется», «Уходишь от настоящей прекрасной жизни, уходишь все дальше и дальше в какую-то пропасть» (Ирина). Течение жизни сестры воспринимают как «громадную инертную реку» (Вл.И.Немирович-Данченко), уносящую лица, и мечты, и мысли, и чувствования в забвение, в исчезающее из памяти прошлое: «Так и о нас не будут помнить. Забудут».

    Место действия - дом сестер Прозоровых, облагороженное ими пространство жизни, полное любви, нежности, душевной близости, надежд, тоски и нервного беспокойства. Дом возникает в пьесе как пространство культуры, жизни духа, как оазис человечности и «массы света» среди «душевной темноты» (ср. дом Турбиных в «Белой гвардии» М.А.Булгакова). Это пространство хрупко, проницаемо и беззащитно под напором торжествующей в лице Наташи провинциальной пошлости.

    Развитие действия в пьесе связано с постепенным оскудением живой радости жизни у сестер Прозоровых, с нарастанием ощущения досадной неполноты бытия и с растущей жаждой понимания смысла проживаемой ими жизни, - смысла, без которого для них невозможно счастье. Чеховская мысль о праве человека на счастье, о необходимости счастья в человеческой жизни пронизывает изображение жизни сестер Прозоровых.

    Ольга - старшая из сестер, служащая учительницей в гимназии, - живет с постоянным чувством усталости от жизни: «Чувствую, как из меня выходят каждый день по каплям силы и молодость». Она духовный остов дома. В ночь пожара, «мучительную ночь», когда О. кажется, что она «постарела на десять лет», она принимает на себя нервные срывы, признания, откровения и объяснения сестер и брата. Она слышит, чувствует, воспринимает не только сказанное ими, но и невысказанную внутреннюю боль - поддерживает, утешает, прощает. А в совете Ирине «выходить за барона» прорывается и ее невысказанная мысль о замужестве: «Ведь замуж выходят не для любви, а только для того, чтобы исполнить свой долг». И в последнем действии, когда полк уходит из города и сестры остаются одни, она словами ободрения и утешения как бы раздвигает мрак сгущающейся духовной пустоты: «Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем...» Наперекор торжествующей, наглядной, расползающейся пошлости (сюсюкающая Наташа, ссутулившийся над коляской Андрей, всегда довольный Кулыгин, «тара-pa бумбия» Чебутыкина, которому давно «все равно») голос О. звучит тоскующим призывом: «Если бы знать, если бы знать...»

    Маша - самая молчаливая из сестер. В 18 лет она вышла замуж за учителя гимназии, который представлялся ей «ужасно ученым, умным и важным». За свою ошибку (муж оказался «самым добрым, но не самым умным») М. расплачивается преследующим ее чувством пустоты жизни. Она носит драму в себе, сохраняя свою «обособленность» и «отдельность». Живя в высоком нервном напряжении, М. все чаще поддается «мерлехлюндии», но не «киснет», а только «сердится». Любовь М. к Вершинину, выраженная с отважной открытостью и страстной нежностью, восполнила мучительную для нее неполноту бытия, заставила искать смысл жизни, веру: «Мне кажется, человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста...». Беззаконный роман М. с женатым человеком, отцом двух девочек, заканчивается трагически. Полк переводят из города, и Вершинин уезжает навсегда. Рыдания М. - предчувствие того, что жизнь опять станет «пустой»: бессмысленной и безрадостной. Преодолевая охватившее ее чувство душевного одиночества, М. заставляет себя верить в необходимость продолжения жизни. Уже сама жизнь становится для нее долгом по отношению к себе самой: «Мы останемся одни, чтобы начать нашу жизнь снова». Ее слова «Надо жить, надо жить» звучат в унисон с Ольгиными «Если бы знать, если бы знать...».

    Ирина - младшая из сестер. Она купается в волнах любви и восхищения. «Точно на парусах», ее несет надежда: «Покончить все здесь и в Москву!» Ее жажда жизни питается мечтой о любви, о проявлении своей личности в труде. По прошествии трех лет Ирина работает на телеграфе, уставая от отупляющего безрадостного существования: «Труд без поэзии, без мыслей - это совсем не то, о чем я мечтала». Любви нет. А Москва - «снится каждую ночь», и забывается, «как по-итальянски окно или вот потолок».

    В последнем акте И. - повзрослевшая, серьезная - решает «начать жить»: «выйти за барона», быть «верной, покорной женой», работать на кирпичном заводе учительницей. Когда глупая, нелепая гибель Тузенбаха на дуэли обрывает и эти надежды, И. уже не рыдает, а «тихо плачет»: «Я знала, я знала...» и вторит сестрам: «Надо жить».

    Потеряв дом и близких, расставшись с иллюзиями и надеждами, сестры Прозоровы приходят к мысли о необходимости продолжения жизни как об исполнении нравственного долга перед нею. Смысл их жизни просвечивает сквозь все утраты - духовной стойкостью и противостоянием житейской пошлости.

    Среди исполнительниц ролей сестер Прозоровых: Ольга - М.Г.Савицкая (1901) К.Н.Еланская (1940), З.М.Шарко (1965); Маша - О.Л.Книппер-Чехова (1901), А.К.Тарасова (1940), А.С.Демидова (1981); Ирина -М.Ф.Андреева (1901), Н.Н.Литовцева (1901), А.О.Степанова (1940), Э.А.Попова (1965).

    Лит.: Андреев Л.Н. «Три сестры»

    //Андреев Л.Н. Полн. собр. соч. СПб., 1913. Т. 6; Анненский И.Ф.

    Драма настроения

    //Анненский И.Ф. Избранные произведения. Л., 1988; Стенограммы репетиций спектакля «Три сестры» А.П.Чехова

    //Вл.И.Немирович-Данченко. О творчестве актера. М., 1984; Репетиции спектакля «Три сестры»

    //Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Л., 1980. Т. 2; Соловьева И.Н. «Три сестры» и «Вишневый сад» в Художественном театре

    //Режиссерские экземпляры К.С.Станиславского. М., 1983. Т. 3; Строева М. Военная музыка

    //Театр, 1982, № 10; Паперный З.С. Еще одна странная пьеса

    //Чеховские чтения в Ялте. Чехов сегодня. Сб. М., 1987.

    Н.А.Шалимова


    Литературные герои. - Академик . 2009 .

    Смотреть что такое "СЕСТРЫ ПРОЗОРОВЫ" в других словарях:

      Ольга, Маша, Ирина – героини драмы А.П.Чехова «Три сестры» (1900). По словам Чехова, «ужасно трудно было писать «Трех сестер»». Ведь три героини, каждая должна быть на свой образец, и все три – генеральские дочки». Образованные, молодые, изящные … Литературные герои

      У этого термина существуют и другие значения, см. Три сестры (значения). Три сестры … Википедия

      Центральный персонаж драмы А.П.Чехова «Три сестры» (1900). Подполковник В., батарейный командир тот самый русский человек, который, по его собственным словам, «с женой замучился... с домом замучился...», «терпит и только жалуется». Приходя с… … Литературные герои

      Центральный персонаж драмы А.П.Чехова «Три сестры» (1900). Барон Т., обрусевший немец, родившийся в Петербурге, «холодном и праздном», самый счастливый человек в пьесе. Он остро чувствует «рубеж ность», «переломность» настоящего времени и всем… … Литературные герои

      Центральный персонаж драмы А.П.Чехова «Три сестры» (1900). Штабс капитан С. по типу характера, по строению психики относится к тем людям, которых принято называть тяжелыми. В его облике, поведении, в идущих вразрез с общим диалогом репликах,… … Литературные герои

      В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Курочкин. Курочкин Владимир Акимович 160 px Основная информация Дата рождения 7 … Википедия

      - (7 мая 1922, Астрахань 19 марта 2002, Москва) советский и российский артист и режиссёр, автор либретто оперетт и трёх опер, народный артист СССР (1978), профессор; участник Великой Отечественной войны. Биография Родился 7 мая 1922 в Астрахани в … Википедия

    Произведения А.П.Чехова, за исключением самых ранних, оставляют тягостное впечатление. В них повествуется о тщетных поисках смысла собственного существования, о жизни, поглощенной пошлостью, о тоске и томительном ожидании какого-то будущего перелома. Писатель точно отразил искания русской интеллигенции рубежа XIX-XX веков. Драма «Три сестры» не стала исключением в своей жизненности, в своем соответствии эпохе и, в то же время, в вечности поднимаемых проблем.

    Первое действие. Начинается все с мажорных нот, герои полны надежд в ожидании прекрасных перспектив: сестры Ольга, Маша и Ирина надеются, что их брат Андрей скоро поступит в Москву, они переедут в столицу и их жизнь чудесно изменится. В это время в их город приезжает артиллерийская батарея, сестры знакомятся с военными Вершининым и Тузенбахом, которые тоже весьма оптимистичны. Маша наслаждается семейной жизнью, ее муж Кулыгин светится благодушием. Андрей делает предложение своей скромной и стыдливой возлюбленной Наташе. Друг семьи Чебутыкин развлекает окружающих шутками. Даже погода веселая и солнечная.

    Во втором действии наблюдается постепенное снижение радостного настроения. Вроде бы Ирина стала трудиться и приносить конкретную пользу, как и хотела, но служба на телеграфе для нее «труд без поэзии, без мыслей». Вроде Андрей женился на любимой, но прежде скромная девушка забрала в свои руки всю власть в доме, а ему самому стало скучно работать в земской управе секретарем, но решительно поменять что-то все сложнее, быт затягивает. Вроде Вершинин еще говорит о скорых переменах, но для себя он не видит просвета и счастья, его удел только работать. У него с Машей взаимная симпатия, но они не могут все разорвать и быть вместе, хоть она и разочаровывается в своем муже.

    Кульминация пьесы заключена в третьем действии , обстановка и настроение его полностью противоречат первому:

    За сценой бьют в набат по случаю пожара, начавшегося уже давно. В открытую дверь видно окно, красное от зарева.

    Нам показываются события спустя три года, и они абсолютно не радуют. И герои пришли в крайне безысходное состояние: Ирина плачет о безвозвратно ушедших счастливых днях; Маша тревожится, что ждет их впереди; Чебутыкин уже не шутит, а лишь пьет и плачет:

    В голове пусто, на душе холодно <…> может быть, я не существую вовсе, а только кажется мне….

    И только Кулыгин сохраняет спокойствие и довольство жизнью, это лишний раз подчеркивает его мещанскую натуру, а также еще раз показывает, как все тоскливо на самом деле.

    Финальное действие проходит осенью, в это время года, когда все умирает и уходит, а все надежды и мечты откладываются до следующей весны. Но весны в жизни героев уже, скорее всего, не будет. Они успокаиваются на том, что есть. Артиллерийскую батарею переводят из города, который после этого будет будто под колпаком повседневности. Маша и Вершинин расстаются, теряя в жизни последнее счастье и ощущая ее законченной. Ольга смиряется с тем, что желанный переезд в Москву невозможен, она уже начальница гимназии. Ирина принимает предложение Тузенбаха, готова выйти за него и начать другую жизнь. Ее благословляет Чебутыкин: «Летите, мои милые, летите с Богом!». Советует он «улетать», пока возможно, и Андрею. Но и скромные планы персонажей разрушены: Тузенбах убит на дуэли, а Андрей не может собраться с силами для перемен.

    Конфликт и проблематика в пьесе

    Герои пытаются жить как-то по-новому, абстрагируясь от мещанских нравов их города, о нем Андрей сообщает:

    Город наш существует уже двести лет, в нем сто тысяч жителей, и ни одного, который не был бы похож на других…<…> Только едят, пьют, спят, потом умирают… родятся другие, и тоже едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами, сутяжничеством.

    Но у них не получается, заедает быт, не достает сил на перемены, остаются лишь сожаления об утраченных возможностях. Что же делать? Как жить, чтоб не жалеть? На этот вопрос А.П.Чехов ответа не дает, каждый находит его для себя сам. Или выбирает мещанство и обыденность.

    Проблемы, поставленные в пьесе «Три сестры», касаются личности и ее свободы. По Чехову, человек сам себя закабаляет, сам ставит себе рамки в виде общественных условностей. Сестры могли бы уехать в Москву, то есть изменить свою жизнь к лучшему, но они свалили ответственность за нее на брата, на мужа, на отца – на всех, лишь бы не на себя. Андрей тоже самостоятельно взвалил на себя каторжные цепи, женившись на наглой и пошлой Наталье, чтобы переложить опять-таки переложить ответственность на нее за все, что не получилось сделать. Получается, герои по капли накапливали в себе раба, противореча известному завету автора. Это произошло не только от их инфантильности и пассивности, над ними довлеют вековые предрассудки, а также удушающая мещанская атмосфера провинциального города. Таким образом, общество очень давит на индивида, лишая его самой возможности счастья, так как оно невозможно без внутренней свободы. В этом и заключается смысл «Трех сестер» Чехова .

    «Три сестры»: новаторство Чехова-драматурга

    Антона Павловича по праву считают одним из первых драматургов, которые начали двигаться в русле модернистского театра – театра абсурда, который полностью захватит подмостки в 20 веке и станет настоящей революцией драмы – антидрамой. Пьеса «Три сестры» не случайно была не понята современниками, ведь она уже содержала элементы нового направления. К ним относятся диалоги, обращенные в никуда (такое ощущения, что герои не слышат друг друга и говорят сами с собой), странные, ни к чему не относящиеся реплики-рефрены (в Москву), пассивность действия, экзистенциальная проблематика (безысходность, отчаяние, безверие, одиночество в толпе, бунт против мещанства, закончившийся мелкими уступками и, наконец, полным разочарованием в борьбе). Герои пьесы тоже не типичны для русской драмы: они бездеятельны, хоть и говорят о действии, они лишены тех ярких однозначных характеристик, которыми наделяли своих героев Грибоедов и Островский. Они – обычные люди, их поведение нарочито лишено театральности: все мы так же говорим, но не делаем, хотим, но не решаемся, понимаем, что не так, но не боимся изменить. Это настолько очевидные истины, что о них не часто говорили на сцене. Там любили показывать зрелищные конфликты, любовные коллизии, комические эффекты, но в новом театре этой обывательской зрелищности уже не было. Драматурги заговорили и осмелились критиковать, высмеивать те реалии, абсурдность и пошлость которых не разглашалась по взаимному молчаливому уговору, ведь почти все люди так живут, значит, это норма. Чехов победил в себе эти предрассудки и начал показывать на сцене жизнь без прикрас.