Войти
Женская территория
  • Каскад на длинные волосы – прическа, которая идет всем
  • Русские народные праздники в мае Народные приметы и праздники в мае
  • Причина шелушения кожи на пальцах рук: симптомы и лечение
  • Лучшие BB и СС кремы, которые преобразят твою кожу Вв крем для нормальной кожи
  • Вязанное крючком пальто: схемы и подробные описания вязания
  • Презентация " Когда появилась одежда"
  • Диагностика логического мышления. Методы диагностики мышления у детей дошкольного возраста Диагностика мышления у детей старшего дошкольного возраста

    Диагностика логического мышления. Методы диагностики мышления у детей дошкольного возраста Диагностика мышления у детей старшего дошкольного возраста

    Для определения уровня развития мышления старших дошкольников нами были подобраны следующие методики:

    Методика "Логические задачи"

    Мозговой штурм

    Методика разработана А.3. Заком и предназначена для диагностики уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий у старших дошкольников. Результаты исследования позволяют установить степень развития теоретического способа решения задач в целом, сделать вывод об особенностях формирования у ребенка такого интеллектуального умения, как рассуждение, т. е. каким образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые предлагаются ему в качестве исходных, без привлечения других соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной условий.

    Методика может иметь как индивидуальное, так и фронтальное использование.

    Ориентировочное время работы: 30 - 35 минут.

    Инструкция испытуемым:

    "Вам даны листы с условиями 22 задач. Посмотрите на них. Первые четыре задачи простые: для их решения достаточно прочитать условие, подумать и написать в ответе имя только одного человека, того, кто, по вашему мнению, будет самым веселым, самым сильным или самым быстрым из тех, о ком говорится в задаче.

    Теперь посмотрите на задачи с 5 по 10. В них используются искусственные слова, бессмысленные буквосочетания. Они заменяют наши обычные слова. В задачах 5 и 6 бессмысленные буквосочетания обозначают такие слова, как веселее, быстрее, сильнее и т. п. Задачи с 7 по 10 подобны предыдущим.

    Далее идут задачи 11 и 12. Эти задачи "сказочные", потому что в них про известных всем нам зверей рассказывается что-то странное, необычное. Эти задачи нужно решать, пользуясь только теми сведениями о животных, которые даются в условии задач.

    В задачах с 13 по 16 в ответе нужно писать одно имя, а в задачах 17 и 18 - кто как считает правильным: либо одно имя, либо два. В задачах 19 и 20 обязательно писать в ответе только два имени, а в двух последних задачах - 21 и 22 - три имени, даже если одно из имен повторяется".

    Задачи для предъявления:

    • 1. Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?
    • 2. Саша сильнее, чем Вера. Вера сильнее, чем Лиза. Кто слабее всех?
    • 3. Миша темнее, чем Коля. Миша светлее, чем Вова. Кто темнее всех?
    • 4. Вера тяжелее, чем Катя. Вера легче, чем Оля. Кто легче всех?
    • 5. Катя красивее, чем Лиза. Лиза красивее, чем Лена. Кто красивее всех?
    • 6. Коля умнее, чем Дима. Дима умнее, чем Боря. Кто умнее всех?
    • 7. Саша веселее, чем Женя. Но Женя печальнее, чем Коля. Кто печальнее всех?
    • 8. Дима слабее, чем Ренат. Но Дима сильнее, чем Петя. Кто слабее всех?
    • 9. Миша умнее, чем Никита. Никита умнее, чем Гриша. Кто умнее всех?
    • 10. Вова счастливее, чем Денис. Денис счастливее, чем Петя. Кто счастливее всех?
    • 11. Собака легче, чем жук. Собака тяжелее, чем слон. Кто легче всех?
    • 12. Лошадь ниже, чем муха. Лошадь выше, чем жираф. Кто выше всех?
    • 13. Попов на 68 лет младше, чем Бобров. Попов на 2 года старше, чем Семенов. Кто младше всех?
    • 14. Уткин на 3 кг легче, чем Гусев. Уткин на 74 кг тяжелее, чем Комаров. Кто тяжелее всех?
    • 15. Маша намного слабее, чем Лиза. Маша немного сильнее, чем Нина. Кто слабее всех?
    • 16. Вера немного темнее, чем Люба. Вера немного темнее, чем Катя. Кто темнее всех?
    • 17. Петя медлительнее, чем Коля. Вова быстрее, чем Петя. Кто быстрее?
    • 18. Саша тяжелее, чем Миша. Дима легче, чем Саша. Кто легче?
    • 19. Вера веселее, чем Катя, и легче, чем Маша. Вера печальнее, чем Маша, и тяжелее, чем Катя. Кто самый печальный и самый тяжелый?
    • 20. Рита темнее, чем Лиза, и младше, чем Нина. Рита светлее, чем Нина, и старше, чем Лиза. Кто самый темный и самый молодой?
    • 21. Юля веселее, чем Ася. Ася легче, чем Соня. Соня сильнее, чем Юля. Юля тяжелее, чем Соня. Соня печальнее, чем Ася. Ася слабее, чем Юля. Кто самый веселый, самый легкий и самый сильный?
    • 22. Толя темнее, чем Миша. Миша младше, чем Вова. Вова ниже, чем Толя. Толя старше, чем Вова. Вова светлее, чем Миша. Миша выше, чем Толя. Кто самый светлый, кто старше всех и кто самый высокий?

    Правильные ответы:

    • 1. Толя.
    • 2. Лиза.
    • 3. Вова.
    • 4. Катя.
    • 5. Катя.
    • 6. Коля.
    • 7. Женя
    • 8. Петя
    • 9. Миша
    • 10. Вова
    • 11. Слон.
    • 12. Муха.
    • 13. Семенов.
    • 14. Гусев.
    • 15. Нина.
    • 16. Вера.
    • 17. Коля и Вова.
    • 18. Дима и Миша.
    • 19. Катя, Маша.
    • 20. Нина, Лиза.
    • 21. Юля, Ася, Соня.
    • 22. Вова, Толя, Миша.

    Результаты исследования.

    1. Уровень развития умения понять учебную задачу

    Правильно решено 11 задач и более - высокий уровень.

    От 5 до 10 задач - средний уровень.

    Менее 5 задач - низкий уровень.

    2. Уровень развития умения планировать свои действия.

    Правильно решены все 22 задачи - высокий уровень.

    Не решены последние 4 (т. е. 18 - 22) - средний уровень.

    Менее 10 задач - низкий уровень.

    Решены только 1 и 2 задачи - ребенок умеет действовать "в уме" в минимальной степени.

    Решена только первая задача - не умеет планировать свои действия, затрудняется даже заменить в "уме" данное отношение величин на обратное, например, отношение "больше" на отношение "меньше".

    3. Уровень развития умения анализировать условия задачи.

    Правильно решены 16 задач и более, в том числе задачи с 5 по 16, - высокий уровень развития.

    Задачи с 5 по 16 решены частично (половина и более) - средний уровень.

    Задачи с 5 по 16 не решены - низкий уровень развития, ребенок не умеет выделить структурную общность задачи, ее логические связи.

    Методика "Четвертый лишний"

    Результаты исследования позволяют установить степень развития теоретических знаний, сделать вывод об особенностях формирования у ребенка такого интеллектуального умения, как рассуждение, т. е. каким образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые предлагаются ему в качестве исходных, без привлечения других соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной условий.

    Ребенку 5 - 6 лет зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее".

    • - книга, портфель, чемодан, кошелек;
    • - печка, керосинка, свеча, электроплитка;
    • - трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
    • - лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
    • - река, мост, озеро, море;
    • - бабочка, линейка, карандаш, ластик;
    • - добрый, ласковый, веселый, злой;
    • - дедушка, учитель, папа, мама;
    • - минута, секунда, час, вечер;
    • - Василий, Федор, Иванов, Семен.

    За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.

    • 10-8 баллов - высокий уровень развития обобщения;
    • 7-5 баллов - средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;
    • 4 и менее баллов - способность к обобщению развита слабо.

    Игра "Данетка"

    Суть этой замечательной игры для всех заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: "да"; "нет"; "и да и нет"; "об этом нет информации"; "это не существенно".

    Вопросы в "данетке" формулируются непосредственно в процессе игры. Цель "данеток" - научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).

    Достоинства "данеток":

    • 1. У игры "Данетка" нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих.
    • 2. Игра "Данетка" абсолютно проста в проведении. Например: "Я загадал растение средней полосы. За десять вопросов определите растение, которое я загадал".
    • 3. Легко варьировать уровень трудности игры. Например, исходная ситуация: "Я загадал одного из героев сказки ""Семеро козлят""" - это просто. А вот "Я загадал философский термин" - это сложнее.

    Визуальные "данетки"

    На столе раскладывают много предметов или картинок. Задают вопрос: "Какой предмет я загадал?" Возможные отсекающие вопросы:· Предмет лежит в правой половине стола? "Да".· Предмет лежит в верхней четверти стола? "Нет" и т. д.Сократив поле поиска по "территориальному" признаку, можно использовать видовые признаки: форма, цвет, вес.

    Ситуативные "данетки"

    Ситуативные "данетки" отвечают на вопросы: Как это могло произойти? Как выбраться из тупика? Как объяснить странное поведение человека? Ситуативные "данетки" развивают умение находить причинно-следственные связи.

    Например, объясните ситуацию:1. Один человек выкопал картофель, а другой его за это крепко поколотил.2. Человек очень любил летать, но с некоторого времени перестал пользоваться самолетом.3. Сначала они набили друг другу по огромной шишке, поссорились, потом познакомились, а потом поженились. Как это могло произойти?

    Придумать тему ситуативной "данетки" ("Загадалки") без навыка бывает не просто. Если вам трудно придумать ситуацию, поручите это детям. Превратите процесс придумывания тем ситуативных "данеток" в веселое упражнение по развитию остроумия.

    Можно предложить такой алгоритм. Сначала придумывается необычная ситуация, потом она описывается и задается вопрос: как такое могло произойти? Например, "Подул ветер и человек опоздал на совещание". А ситуация могла разыгрываться таким образом. Автомобиль, на котором надо было ехать этому человеку на совещание, выезжал из гаража. Подул ветер, незакрепленные ворота гаража пришли в движение и покалечили автомобиль.

    Если придумать ситуацию будет трудно, то возьмите готовую ситуацию из литературного произведения, например сказки. Из сказки выбирается ключевая или необычная ситуация и обыгрывается таинственными вопросами.

    Самое простое - это задумать героя известного детям литературного произведения, - сказки, стихотворения, басни, даже песни (Татьяна Ларина, Буратино, Черномор, Иванушка - дурачок).

    1. Испекли его для людей, а съела его лиса. (Колобок) 2. Сначала она его сильно полюбила и объяснилась в любви, а он ответил отказом, потом он ее полюбил, объяснился в любви, но она ответила отказом. (Евгений Онегин) 3. Сначала он ее поймал, поговорил и отпустил. Потом она сама к нему приплывала, делала подарки, но обиделась и уплыла. (Золотая рыбка) 4. Сначала его сделали, чтобы съесть, но не съели, потом он убежал и его съели. (Колобок)5. Один гений сказал второму, что он гений, за что и был отравлен вторым. ("Моцарт и Сальери" А.С. Пушкин) 6. Кто-то похвастался и остался без завтрака. ("Ворона и Лиса" И.А. Крылов) 7. Четверо зверей-музыкантов забрались друг на друга и сильно напугали разбойников. (Бременские музыканты) 8. Все лягушки квакают. Но одна лягушка квакнула так, что шлепнулась с большой высоты в болото. В чем дело? (Лягушка-путешественница)

    Темы для "данеток" и возможные продолжения игры

    Какой овощ я задумал? - Это корнеплод? (Морковь, свекла, редис)- Это листовой овощ? (Капуста, салат) - Это плодовый овощ? (Помидоры, огурцы)

    Какое имя я загадал? - Это мужское имя?- Имя начинается с гласной?- В нашей группе есть такое имя?

    Какую часть одежды я задумал?- Это верхняя одежда?- Это мужская одежда?

    Какую сказку я задумал?- Это русская сказка?

    Какую историческую личность я задумал?- Это мужчина?

    Какое дело я делаю утром обязательно? Какой цвет я задумал? Какое свойство мороженого, лампочки, арбуза, карандаша я загадал? Какую страну я задумал? Какого писателя, сказочника, поэта, ученого я задумал? Какую известную битву я задумал?

    Выводы по второй главе

    В данном разделе мы привели упражнения на развитие наглядно-образного мышления, словесно-логического и абстрактного.

    Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Детям дошкольного возраста (до 5,5 - 6 лет) доступен именно данный тип мышления. Они еще не способны мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Часть упражнений на развитие способности визуализации описаны в разделе по тренировке памяти. Мы не стали повторяться и дополнили их другими.

    Примерно в возрасте 6-7 лет (с поступлением в школу) у ребенка начинают формироваться два новых для него вида мышления - словесно-логическое и абстрактное. Успешность обучения в школе зависит от уровня развития этих типов мышления.

    Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитие этого вида мышления направлены на формирования у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции. Надо отметить, что чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.

    Здесь мы также приводим описание логических задач - это особый раздел по развитию словесно-логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений. Логические задачи предполагают осуществление мыслительного процесса, связанного с использованием понятий, логических конструкций, существующих на базе языковых средств.

    В ходе такого мышления происходит переход от одного суждения к другому, их соотношение через опосредование содержания одних суждений содержанием других, и как следствие формулируется умозаключение. Как отмечал отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, "в умозаключении…знание добывается опосредованно через знание без каких-либо заимствований в каждом отдельном случае из непосредственного опыта".

    Развивая словесно-логическое мышление через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности) умозаключения.

    Традуктивное умозаключение можно использовать в качестве первой ступени обучения умению решать логические задачи. Это задачи, в которых по отсутствию или присутствию одного из двух возможных признаков у одного из двух обсуждаемых объектов следует вывод о, соответственно, присутствии или отсутствии этого признака у другого объекта. Например, "у Наташи собачка маленькая и пушистая, у Иры - большая и пушистая. Что в этих собачках одинаковое? Разное?"

    Недостаточное развитие абстрактно-логического мышления - ребенок плохо владеет абстрактными понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например, уравнение, площадь и т. д.). Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках.

    Обычно этот тип мышления только начинает развиваться в младшем школьном возрасте, однако в школьную программу уже включаются задания, требующие решения в абстрактно-логической сфере. Это и определяет трудности, возникающие у детей в процессе овладения учебным материалом. Мы предлагаем упражнения, которые не просто развивают абстрактно-логическое мышление, но и по своему содержанию отвечают основным характеристикам данного типа мышления.

    Сюда включены задания на формирование умения выделять существенные свойства (признаки) конкретных объектов и абстрагирование от второстепенных качеств, умение отделять форму понятия от его содержания, устанавливать связи между понятиями (логические ассоциации), формирование способности оперирования смыслом.

    Введение.

    Мышление.

    Методики диагностики мышления, их описание, достоинства и недостатки.

    Диагностика мышления у детей старшего дошкольного возраста

    3.1.

    Краткое описание методики «Лабиринт» (автор Л.А. Венгер).

    3.2.

    Описание диагностики.

    3.3.

    Качественный и количественный анализ проведенной методики.

    Заключение

    Библиографический список.

    Введение

    Термин "мышление" знаком каждому. Житейская мудрость отмечает, что каждый человек считает себя умным или достаточно умным. На этот счет существует известная поговорка: "Каждый жалуется на свою память, но никто не жалуется на свой ум".

    Деятельность человека разумна благодаря обобщению результатов чувственного опыта, которое происходит, когда человек познает мир. Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятий и переходит к мышлению. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Мышление, отражая предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого познания.

    Процессы мышления как бы завершают цепь обработки информации, но, в тоже время, восприятие, внимание и память ближе всего к нервной деятельности и являются фундаментальными процессами.

    По мнению Б.А. Сосновского, мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

    По мнению Л.Д.Столяренко, мышление – это высший уровень психической, познавательной деятельности человека, в процессе которой происходит обобщенное опосредованное речью и прошлым опытом отражение действительности в ее существенных связях и отношениях.

    1. Мышление

    Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление помогает с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

    Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.

    Выделяются последовательные фазы мышления. На первой фазе субъект осознает возникшую проблему, на второй – производит анализ проблемной ситуации и на третьей – продуцирует новую информацию в виде гипотез, методов, алгоритмов ее решения и т.п. Мыслительный акт завершается контролем, оценкой и рефлексивной проверкой предполагаемых причинно-следственных связей и способов решения проблемы.

    В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций . Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

    Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

    Синтез - это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу.

    Сравнение - это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.

    Абстракция - состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных.

    Конкретизация - предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание.

    Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

    Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что в совокупности позволяет говорить о существовании разных видов мышления.

    В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям, как:

    1. По генезису развития:

    Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Является основой для формирования более сложных видов мышления.

    Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

    Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

    Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

    2. По характеру решаемых задач:

    Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, это познание законов и правил.

    Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

    3. По степени развернутости:

    Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

    Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

    4. По степени новизны и оригинальности:

    Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.

    5. По средствам:

    Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов.

    Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

    6. По функциям:

    Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.

    Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

    2. Методики диагностики мышления, их описание,

    достоинства и недостатки

    Существует достаточно много различных психодиагностических методов для исследования мышления. До XX века существовал только метод самонаблюдения. Лущихина выделяет следующие методы:

      Метод наблюдения.

      Метод беседы.

      Анкетирование.

      Лабораторный эксперимент. Масса недостатков. Необходимо создавать помехи.

      Тестирование. Необходима всегда норма для выборки.

      Самонаблюдение.

      Моделирование мыслительных процессов. Конкретное моделирование очень сложно. Обычно математическое, абстрактное моделирование.

      Психофизиологические методы. Показатели сложности, степени заинтересованности. Вживание электродов.

    Желательно пользоваться всегда батареей методов. Конкретные методы практически всегда диагностируют те или иные свойства мышления.

    Примеры методик для исследования уровня мышления

      Методика «Раздели на группы»

    Цель данной методики – оценка образно-логического мышления ребенка.

    Ребенку показывают картинку, изображенную на рис 1, и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены»

    На выполнение всего задания отводится 3 мин.

    Выводы об уровне развития

    Замечание

    Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп

    10 баллов

    Ребенок выделил все группы фигур за время меньшее, чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рис. они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры.

    Очень высокий

    8-9 баллов

    Ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.

    Высокий

    6-7 баллов

    ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.

    Средний

    4-5 баллов

    За время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5 до 7 групп фигур.

    2-3 балла

    За время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.

    Низкий

    0-1 балл

    За время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур

    Очень низкий

    рис.1.

    +

    Позволяет выявить уровень образно-логического мышления.

    На проведение данной методики

    Требуется небольшое количество времени.

    Позволяет выявить у детей наличие понятия о геометрических фигурах.

    Нет возможности группового диагностирования.

    Требует затрат времени на подготовку раздаточного материала.

    Тест: на проверку словесно-логического мышления

    Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

      Кто больше: лошадь или собака?

      Утром люди завтракают, а вечером?

      Днем на улице светло, а ночью?

      Небо голубое, а трава?

      Черешня, груша, сливы, яблоки - что это?

      Почему шлагбаум опускают раньше, чем идет поезд?

      Москва, Санкт-Петербург, Казань-это?

      Который сейчас час?

      Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это…, маленькая овечка – это…?

      На кого похожа собака - на кошку или на курицу?

      Для чего на всех автомобилях есть тормоза?

      Чем похожи молоток и топор?

      Чем отличаются гвоздь и винт?

      Что общего между белкой и кошкой?

      Что такое футбол, теннис, прыжки в высоту?

      Какие ты знаешь виды транспорта?

      Чем отличаются старый от молодого человека?

      Для чего занимаются спортом?

      почему считается плохо, если кто-то не хочет работать?

      Для чего на конверте марка?

    Выводы об уровне развития

    Правильны ответы на 20-18 вопросов

    Ребенок готов к школе

    На 17-14

    Средняя готовность

    На 14-13

    Необходимы дополнительные обследования

    От 13 и ниже

    Подготовка ниже нормы

    Позволяет выявить уровень

    словесно-логического мышления.

    Позволяет сэкономить время, т.к. не

    Позволяет выявить уровень словарного запаса.

    Проверить правильность составления предложений.

    Проводится индивидуально.

      Методика «Исключение четвертого лишнего»

    Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

    Стимульный материал: картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам:
    1) по величине;
    2) по форме;
    3) по цвету;
    4) по родовой категории (дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. – 4 шт. от простого к сложному).

    ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

    Выводы об уровне развития

    Замечание

    Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.

    10 баллов

    Ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

    Очень высокий

    8-9 баллов

    Ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут.

    Высокий

    6-7 баллов

    Ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут.

    Средний

    4-5 баллов

    Ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут.

    2-3 балла

    Ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут.

    Низкий

    0-1 балл

    Ребенок за 3 минуты не справился с заданием.

    Очень низкий

    +

    Позволяет исследовать процессы

    образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

    Позволяет проводить работу в группе.

    Не велика по времени.

    Требует раздаточного материала.

      Методика «Последовательность событий»
      (А.Н. Бернштейн)

    Цель: исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению.

    Стимульный материал: серии сюжетных картин (3-6) с изображением последовательности событий 2 варианта:
    а) картинки с явным смыслом сюжета – по деталям изображения можно восстановить причинно-следственные и временные отношения;
    б) картинки со скрытым смыслом сюжета – когда требуется привлечь определенные знания о закономерностях явлений природы и окружающей действительности.

    Процедура проведения методики: перед ребенком кладут произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ. Задание состоит из двух частей:
    1)выкладывание последовательности событий картинок;
    2) устный рассказ по ним.

    После того, как ребенок разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе (например, 5, 4, 1, 2, 3), и затем просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки.

    Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картин перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

    Выводы об уровне развития

    Ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа.

    Высокий

    Ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора.

    Средний

    Ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа; по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ; составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу; каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа; на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

    Низкий

    +

    Позволяет исследовать развития

    логического мышления, речи,

    способности к обобщению.

    Детям нравится составлять картинки

    Требует раздаточного материала.

    Занимает много времени.

    Работа проводится индивидуально.

      Методика «Нелепицы»

    Цель: оценка образно-логического мышления ребенка. При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления ребенка об окружающем мире, о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

    Стимульный материал: картинки с нелепым содержанием 2 варианта:
    а) бытовые ситуации;

    б) природные явления.

    Процедура проведения: вначале ребенку показывают первую картинку, в ней имеется несколько довольно нелепых ситуаций на бытовую тему. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-то тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

    Примечание. Обе части инструкции нелепицы выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинок и выполнения задания ограничено 3 минутами. За это время ребенок должен заметить, как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

    10 баллов

    Такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время он заметил все имеющиеся на картинке нелепицы, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

    Очень высокий

    8-9 баллов

    Ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

    Высокий

    6-7 баллов

    Ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3-4 из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

    Средний

    4-5 баллов

    Ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

    2-3 балла

    За отведенное время ребенок не успел заметить 1-4 из 7 нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

    Низкий

    0-1 балл

    За отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из 7 имеющихся нелепиц.

    Очень низкий

    +

    При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления ребенка об окружающем мире, о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

    Проводится

    индивидуально,

    требует

    раздаточный материал.

      Методика «Классификация»
      (авторы: Шуберт А.М., Иванова А.Я.)

    Техника проведения. Для работы с детьми младшего возраста необходимы следующие карточки: 1 – женщина, 2 – стол, 3 – брюки, 4 – школьник, 5 – стул, 6 – пальто, 7 – кровать, 8 – мужчина, 9 – рукавицы, 10 – младенец, 11 – шапка, 12 – шкаф. Для работы с детьми среднего и старшего возраста необходимы следующие карточки: 1 – моряк, 2 – свинья, 3 – платье, 4 – ландыш, 5 – лиса, 6 – куртка, 7 – мак, 8 – уборщица, 9 – голубь, 10 – яблоко, 11 – книги, 12 – бабочка, 13 – ребенок, 14 – дерево, 15 – кастрюля. Номера карточек соответствуют порядку их предъявления. Работа условно разделена на три этапа.

    1 ЭТАП. Перед ребенком на столе раскладываются первые четыре карточки. Затем следует инструкция: «Вот перед тобой лежат четыре картинки (называется каждая). Сейчас я буду давать тебе другие картинки, а ты должен будешь мне говорить, куда их класть, к какой из этих картинок, которые лежат на столе, они подходят. Вот – лиса. Куда ее можно положить? К этой? К этой? Или этой?

    а) если ребенок объединяет предметы по конкретно-ситуативному или случайному признаку, то ему дается ОБУЧАЮЩИЙ УРОК: экспериментатор сам укладывает карточку, объясняет, почему он туда ее положил и дает название собранной группе («животные»), в последующем требуй обобщенные названия других групп.

    б) если ребенок собирает группу правильно, но объяснение опирается на несущественные признаки или не может дать название группе, то экспериментатор дает верное объяснение или название (либо, то и другое).

    в) возможны случаи, когда экспериментатор находит место карточке, а ребенок быстро улавливает верную связь и дает правильный ответ, если при предъявлении следующей карточки (куртки) ребенок кладет ее не туда куда следует, целесообразна следующая помощь:- уточняющий вопрос: «Может быть лучше положить ее в другое место? Подумай, куда ее лучше положить?»

    Если этот прием не помогает, то: «Посмотри, мы положили вместе свинью и лису. Почему мы так сделали? Потому что они животные! А это что? (показывая на куртку и платье)». В последующем можно обращаться к любой правильно собранной группе. Если помощь такого рода оказывается неэффективной, дается полный обучающий урок (группа, название, объяснение).

    Все виды помощи, перечисленные выше, необходимо строго дозировать, дифференцировать и четко фиксировать в протоколе.

    2 ЭТАП. Предъявляется карточка – яблоко. Ребенка предупреждают, что названия уже собранных групп могут меняться из-за новых картинок. Поскольку методика построена по типу обучающего эксперимента, помимо дозированной помощи в ее структуру специально введена сложная группа, состоящая из разнородных предметов и в большинстве случаев собираемая экспериментатором. Цель – проверка усвоения ребенком более общего понятия и применения его на практике. Ребенку предъявляется картинка с книгами, которая должна быть сгруппированной вместе с прежде собранной группой «одежда» и названа «вещи». экспериментатор вмешивается в работу испытуемого в указанном выше порядке (уточнение, организующая помощь, полный обучающий урок).

    3 ЭТАП. Начинается с последних 4-х картинок (с 12 по 15). На этом этапе допустима лишь «уточняющая» помощь (т.е. уточнение словесных формулировок), т.к. именно здесь и выявляются окончательные показатели обучаемости ребенка на материале данной методики.

    РЕЗУЛЬТАТЫ. Предлагаемый вариант предметной классификации находится в зоне трудности исследуемой возрастной группы, однако очевидна его доступность этой группе при условии оказания помощи, предусмотренной структурой данного эксперимента.

      1. Абсолютное большинство детей сразу понимают инструкцию, начинают верное объединение карточек в группы. На первом этапе они практически без затруднений собирают нужные группы (первые четыре), однако испытывают трудности в назывании собранных групп, а также нередко используют при объединении несущественные признаки.

        При усложнении уровня обобщения (т.е. при раскладке 9-15 карточек) возрастает число привлекаемых конкретно-ситуативных связей, учащаются случаи опоры на малосущественные признаки. В этом отношении наиболее показательными являются группы «растения» и «вещи». Таким образом, помощь здоровым детям ограничивается в основном подсказками в назывании собранных групп, легкой коррекцией ситуативных связей и полным обучающим уроком на группе «вещи». Оказание же помощи в полном объеме требуется детям, вызывающим сомнения в интеллектуальной полноценности, подтверждавшиеся и в других заданиях.

    +

    Позволяет выявить уровень

    интеллектуального развития.

    Требует раздаточного материла,

    занимает много времени.

    3. Диагностика мышления

    у детей старшего дошкольного возраста

    3.1. Краткое описание методики «Лабиринт»

    Цель : диагностика развития наглядно-образного мышления детей.

    Методический материал: изображение полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также «писем», условно указывающих путь к одному из домиков, помещенных под полянкой. На рисунках к задачам 1–2 изображены только разветвленные дорожки и домики в конце них; на всех остальных каждый участок дорожки помечен ориентиром, причем в задачах 3–4 одинаковые по содержанию ориентиры даны в разной последовательности; в задачах 5–6 каждое разветвление помечено двумя одинаковыми ориентирами. В задачах 7-10 два одинаковых ориентира даны в разных последовательностях и расставлены не на отрезках пути, а в точках разветвления. На «письмах» к задачам 1–2 изображена ломаная линия, показывающая направление пути, по которому должен вестись поиск. В «письмах» к задачам 3–6 в определенной последовательности снизу вверх даны изображения тех предметов, мимо которых надо идти. В «письмах» к задачам 7-10 изображены одновременно и повороты пути (ломаная линия), и необходимые ориентиры.

    Порядок выполнения и инструкция: детям вначале дают две вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10. Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок с вводной задачей.

    Инструкция : «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. (Экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли вы».

    Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учитывать в задачах 1–2 направления поворотов, в задачах 3–4 – характер ориентиров и их последовательность, в задачах 5–6 – сочетания ориентиров в определенной последовательности, в задачах 7-10 – одновременно ориентиры и направления поворотов.

    Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит: «Здесь тоже два домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону».

    Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются. Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.

    Коррекционная работа

    По результатам диагностики были намечены ориентиры для коррекционной работы. Реализация коррекционной работы состоит в проведении цикла занятий, что позволяет детям развить умение сравнивать, анализировать, развивает логику рассуждений. Каждое занятие рассчитано на 30 минут, так как большая продолжительность занятий снижает продуктивность работы. Периодичность встреч – два раза в неделю. Меньшее число занятий снижает их эффективность (негативно сказывается временной перерыв, отделяющий одно занятие от другого). План коррекционных занятий – см. Приложение №2.

    Повторное проведение психодиагностического обследования

    После прохождения курса коррекционно-развивающих занятий дети были повторно обследованы по методике «Лабиринт» Л.А. Венгер. Процедура обследования такая же, как и при первичном обследовании.

    Дата проведения: 16 марта 2010г.

    Сводная таблица психодиагностического обследования после коррекционной работы

    п/п

    Ф.И. ребенка

    задачи

    Итог

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Баллы

    Уровень развития

    Б. Алена

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    6

    2

    40

    Очень высокий

    Б. Вениамин

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    2

    38

    Очень высокий

    Б. Игнат

    4

    4

    4

    4

    4

    3

    4

    4

    2

    0

    33

    Высокий

    В. Яна

    4

    3

    3

    3

    2

    1

    2

    0

    0

    0

    18

    Низкий

    5

    Д. Кирилл

    4

    4

    4

    3

    3

    2

    2

    2

    2

    0

    26

    Средний

    6

    З. Елизавета

    4

    4

    4

    4

    4

    3

    4

    2

    2

    2

    33

    Высокий

    7

    З. Виталий

    4

    4

    4

    3

    4

    4

    2

    2

    2

    0

    29

    Средний

    8

    К. Максим

    3

    3

    3

    3

    3

    2

    2

    0

    0

    0

    19

    Низкий

    9

    К. Александра

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    2

    38

    Очень высокий

    10

    К. Антон

    4

    4

    4

    3

    4

    4

    2

    2

    2

    0

    29

    Средний

    11

    К. Ксения

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    2

    2

    2

    2

    32

    Высокий

    12

    Л. Ульяна

    4

    4

    4

    3

    2

    2

    2

    2

    2

    0

    25

    Средний

    13

    Н. Михаил

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    2

    2

    2

    34

    Высокий

    14

    Р. Милен

    4

    4

    4

    3

    2

    2

    2

    2

    2

    0

    25

    Средний

    15

    Р. Никита

    4

    4

    4

    4

    3

    3

    4

    2

    4

    2

    34

    Высокий

    16

    Т. Анастасия

    4

    4

    2

    3

    3

    2

    2

    2

    2

    2

    26

    Средний

    17

    Т. Никита

    4

    4

    3

    4

    3

    3

    2

    2

    2

    0

    27

    Средний

    18

    Т. Егор

    3

    3

    2

    3

    3

    2

    2

    0

    0

    0

    18

    Низкий

    19

    Ф. Андрей

    4

    4

    4

    4

    4

    3

    2

    2

    2

    0

    29

    Средний

    20

    Ц. Софья

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    2

    2

    2

    2

    32

    Высокий

    Диаграмма 2

    Вывод: результаты диагностики показали результативность коррекционно-развивающей работы. Высокий и очень высокий уровень развития наглядно-образного мышления повысился до 45%, средний уровень – 40%, низкий уровень – 15%. Полученные результаты позволяют сделать вывод об успешности коррекционно-развивающей работы в развитии наглядно-образного мышления.

    Диагностика словесно-логического и абстрактного мышления у детей в возрасте от 6 до 10 лет

    Методика исследования понятия сохранения (сохранение массы и длины).

    1. Сохранение массы.

    Материал: два пластилиновых шарика по 5 см в диаметре.

    Ход работы.

    Экспериментатор показывает ребенку два пластилиновых шарика и просит его уравнять оба шарика так, чтобы они были одинаковыми. "Вот два шарика. Я бы хотел, чтобы в каждом из них было одинаковое количество пластилина. Если представить себе, что это тесто для пирога и ты ешь этот шарик теста, а я ем другой шарик, то у нас будет одинаково? Или у тебя больше? Или у меня? Как ты думаешь?"

    После этого экспериментатор берет один из шариков и делает из него галету (плоский овал) длиной приблизительно 8 см. "А теперь в шарике и галете одинаково пластилина? Или в шарике больше? Или в галете? (Больше для еды.) Почему? Ты можешь мне сказать? Откуда ты знаешь?" И т.п.

    В зависимости от ответов испытуемого экспериментатор формулирует контраргументы, касающиеся либо начальных количеств (в случае несохранения), либо воспринимаемых размеров (в случае сохранения). Так, например, он говорит: "Посмотри на галету, она плоская, очень тоненькая. Тебе не кажется, что в шарике можно съесть больше?"

    Прежде чем снова скатать шарик из галеты, как в начале, у ребенка спрашивают: "Если я из этой галеты сделаю шарик, то у меня будет так же много, как и сейчас?" Экспериментатор делает из галеты шарик и показывает, что вещества осталось столько же.

    Третья процедура с пластилином заключается в делении одного из шариков на мелкие кусочки (приблизительно на 8-10 "крошек"), а затем в сравнении, подобно предыдущим случаям, всех полученных крошек с шариком.

    Критерии оценки.

    "Несохраняющие испытуемые" - они считают, что равенство количества исчезает во время деформации одного из шариков. Так, например: "В шарике больше, потому что колбаска тоньше", или "В галете больше, потому что она длиннее". Испытуемые этого уровня сосредоточены на одном из измерений, иногда переходят от одного к другому, но не связывают их между собой. Напоминание о начальном количестве вещества не изменяет их мнение. Некоторые предполагают возможность возвращения к одинаковым по количеству шарикам, другие - нет.

    "Полусохраняющие испытуемые" - они колеблются между утверждением и отрицанием сохранения количества в ходе преобразований. В частности, они не сопротивляются контрподсказкам экспериментатора. Напротив, они правильно говорят о возврате обоих количеств к начальному равенству.

    "Сохраняющие испытуемые" - они считают очевидным сохранение количества в ходе всех предложенных им деформаций первоначальных фигур. Они сопровождают свои рассуждения одним или несколькими аргументами, отстаивая их: "Здесь столько же, потому что ничего отсюда не взяли, ничего сюда не прибавили" (идентичность). Или: "И здесь и там одинаково, потому что если снова сделать шарик, то будет то же самое" (обратимость). Или же: "Галета длиннее, но она тонкая, поэтому здесь одинаково" (компенсация).

    2. Сохранение длины.

    Материал: полоски целые и полоски, поделенные на кусочки.

    Ход эксперимента.

    Договорившись с ребенком о том, что такое полоска, экспериментатор кладет перед ребенком полоску длиной 16 см, а рядом с ней, параллельно, другую, так, чтобы их концы совпадали (см. ниже):

    Экспериментатор, показав ребенку, что длины обеих полосок равны, перемещает полоску В влево параллельно А. При этом он задает вопрос: "Одинаковы ли эти полоски, или одна из них длиннее другой?"
    Для того, чтобы удостовериться в том, что ребенок хорошо понимает вопрос, экспериментатор может проиллюстрировать: "Если мы назовем эту полоску А одной дорогой, а эту полоску В - другой, то больше или столько же надо будет идти по этой дороге А, как по этой В?"

    Если ответы испытуемого являются сохраняющими, то экспериментатор обращает внимание ребенка, например, на разрыв между первыми концами обеих полосок. Напротив, если ответы ребенка будут несохраняющими, то экспериментатор просит испытуемого напомнить, в каком положении полоски были вначале: "А как это было вначале? Оба пути были одинаковой длины, или один из них был длиннее, как ты думаешь?"

    Вернув полоски в первичное положение, экспериментатор начинает такой же опрос, но перемещая теперь полоску А в противоположном направлении (сдвигает ее вправо) и ожидая от ребенка объяснения.

    На следующем этапе экспериментатор кладет перед ребенком полоску А длиной 16 см и параллельно ей четыре маленьких прилегающих друг к другу отрезка. Он подчеркивает равенство длин, задавая вопросы, аналогичные тем, что задавались в уже описанных случаях. Затем он перемещает маленькие отрезки, делая из них изломанный "путь", начинающийся там, где и А:

    "А теперь нужно идти столько же по пути А, сколько и по этому пути С? Пройденный путь по этим дорогам одинаково или неодинаково длинный? Как ты думаешь? Откуда ты знаешь?"

    Затем полоски возвращаются в первоначальное положение, после чего из 4 отрезков делается новый путь:

    Экспериментатор задает такие же вопросы, что и на предыдущем этапе.

    Критерии оценки.

    "Несохраняющие испытуемые" - в ходе перемещения одной из двух похожих полосок (А и В) ребенок считает, что длина не сохраняется. Он сосредоточивается на увеличении либо справа, либо слева. То же самое касается общей длины 4 отрезков полоски С по сравнению с полоской А. В обоих случаях при изменении длина не сохраняется. И напоминание о длинах в первоначальном положении ничего не меняет в суждениях ребенка.

    "Полусохраняющие испытуемые" - они высказывают правильные суждения для одних этапов и неправильные для других либо в одной и той же ситуации колеблются между ответами сохранения и несохранения, обосновывая свои ответы сохранения.

    "Сохраняющие испытуемые" - ребенок считает, что длина сохраняется в каждой ситуации. Испытуемые аргументируют свои суждения следующим образом: "Обе полоски одинаковы. Просто одну из них сдвинули" (идентичность). Или: "Если вы положите кусочки прямо, как они были вначале, то увидите, что обе полоски одинаковой длины" (обратимость). Или же: "Эта полоска А длиннее вправо, но эта полоска В длиннее влево" (компенсация), тем самым указывая по очереди на полоску А и на похожую на нее, но сдвинутую полоску В.

    Результаты по обоим субтестам заносятся в протокол, в конце его делается вывод об уровне овладения понятием сохранения.

    Методика "Домино".

    В эксперименте принимают участие двое испытуемых. У каждого из них имеется на руках набор из 14 карточек. На каждой карточке изображены две картинки (цветные, одного формата):

    Экспериментатор выставляет перед детьми карточку "трактор - олень".

    Инструкция:

    "Перед вами, ребята, лежит карточка с изображением трактора и олененка. Каждый из вас, по очереди, должен подобрать к какой-нибудь из этих двух картинок (или к трактору, или к олененку) любую из своих карточек, но с условием, чтобы выбранная вами картинка была похожа на ту, которая лежит на кону, чтобы между ними было что-то общее, чтобы они были одинаковыми (во избежание выполнения ребенком задания только одним способом необходимо объяснить принцип подбора картинки как можно большим набором терминов). Одновременно вы должны объяснить, почему был сделан такой выбор, сказать, что же общего между подобранными картинками. Следующий из вас будет опять подбирать картинку к одной из двух, лежащих на кону, объясняя свой выбор".

    Испытуемым не разрешается смотреть в набор карточек партнера. Экспериментатор фиксирует все ходы испытуемых, их объяснения, а также поведение. Таким образом составляется протокол - описание эксперимента. Например:

    1. Таня. К трактору - ведро; "...потому что у трактора должно быть ведро".
    1. Женя. К оленю - теленок; "...потому что у оленя четыре ноги и у коровы четыре ноги, у коровы уши, как у оленя".

    2. Таня. К теленку - щенок (карточка: теленок - самолет); "...потому что они оба животные, потому что у теленка четыре ноги и у щенка четыре, у щенка есть хвост и у теленка".
    2. Женя. К самолету - вертолет; "...вертолет летает, и самолет тоже летает, у вертолета вентилятор наверху, а у самолета на носу..." и т.д.

    Анализ протокола.

    Для проведения анализа протокола необходимо в определенном виде представить полученный материал. В плоскости фиксируются те общие основания, по которым ребенок производит выбор необходимой картинки.

    Эмпирически в плоскости выделено три сферы таких признаков.

    Первая сфера является областью атрибутивных свойств предмета . Такими свойствами могут служить: форма предмета, его цвет, материал, из которого он сделан, его части. Кроме того, это использование имени предмета, если с ним действуют как с каким-либо другим внешним признаком предмета (например, чашка - чайник; "...потому что и то и другое начинается на букву Ч").

    Вторая сфера - общих ситуативных оснований . Переходным к этой сфере является подбор картинок по "свойству - действию", т.е. ребенок сравнивает, выделяет в качестве общего признака действия, производимые предметами, изображенными на карточках (например, к трактору подбирается тележка, "...потому что они ездят"). Кроме того, сюда относятся выборы, сделанные на включении предметов в одну ситуацию (например, чашка - чайник; "...потому что чайник наливает в чашку воду") - ситуация употребления; банальная ситуация - "...кошка любит мышку"; ситуация общения, игры, местоположения, вплоть до "художественных", "поэтических" ситуаций (например, мак - птица; "...потому что птицы радуются, когда растут цветы").

    Третья сфера - категориальная . К ней относятся выборы, в которых общим признаком (основанием) двух картинок является имя того класса предметов, к которому ребенок относит данную пару изображений (например, "...это звери или это посуда").

    Плоскость высказывания представляет собой несколько уровней, которые, подобно описанным сферам, объединены в три группы: атрибутивная, ситуативная, категориальная - и включают 10 подуровней.

    Экспериментальный материал удобнее всего представить в виде план-карты. В ней наглядно изображено отношение между плоскостями и видна динамика взаимодействия испытуемых. Планкарта - это круг, разделенный на три сферы, в которых определенным образом располагаются векторы разной длины. Длина вектора соответствует тому или иному уровню (подуровню) плоскости высказывания. Номера векторов говорят о порядке подбора (ходов) карточек испытуемыми в процессе эксперимента. Векторы одного ребенка для удобства обозначают одним цветом, другого - другим. Приведем пример запротоколированной план-карты.

    Интерпретация результатов:

    Для вывода необходимо учитывать два параметра: чем выше уровень обобщения, тем больше разброс векторов по секторам и длиннее сами векторы. Так, при высоком уровне обобщения векторы большей частью находятся в "категориальной" сфере, и длина их максимальна.

    Методика "Четвертый лишний".

    Ребенку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее".

    - книга , портфель, чемодан, кошелек;
    - печка, керосинка, свеча, электроплитка ;
    - трамвай, автобус, трактор , троллейбус;
    - лодка, тачка, мотоцикл , велосипед;
    - река, мост , озеро, море;
    - бабочка , линейка, карандаш, ластик;
    - добрый, ласковый, веселый, злой ;
    - дедушка, учитель , папа, мама;
    - минута, секунда, час, вечер ;
    - Василий, Федор, Иванов , Семен.
    ("Лишние" слова выделены курсивом.)

    За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.

    10-8 баллов - высокий уровень развития обобщения;
    7-5 баллов - средний уровень развития обобщения,
    не всегда может выделить существенные
    признаки предметов;
    4 и менее баллов - способность к обобщению развита
    слабо.

    Результаты исследования заносятся в протокол.

    Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене.

    Методика исследования сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р. Амтхауэру. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра включает в себя 9 субтестов, применяемых для измерения речевых, математических способностей, пространственного воображения и памяти и рассчитан на групповое применение для детей от 12 лет и выше.

    Для младших школьников было разработано 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий, подобранных с учетом программного материала начальных классов.

    В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения некоторых задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.

    Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения "пятого лишнего". Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов или явлений.

    Третий субтест - задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.

    Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).

    Каждому заданию присваивается определенная оценка в баллах, отражающая степень его сложности. Общий результат по каждому субтесту определяется путем суммирования баллов по всем 10 заданиям.

    В первых трех субтестах правильные ответы выделены курсивом, а в 4 субтесте даны в скобках.

    I субтест

    Инструкция для испытуемого: "Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего?".

    II субтест

    Инструкция испытуемому: "Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушай внимательно, какое слово лишнее и почему?".

    III субтест

    Инструкция испытуемому: "К слову "птица" подходит слово "гнездо ", скажи, какое слово подходит к слову "собака " так же, как к слову "птица" подходит слово "гнездо". Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову "роза" так же, как к слову "огурец" подходит слово "овощ". Выбери из тех, что я тебе назову. Итак, огурец - овощ, а роза - ..."

    IV субтест

    Инструкция испытуемому: "Каким общим словом можно назвать... ?"

    Оценка выполнения учащимися тестовых задач.

    Оценка в баллах по каждому заданию получается путем суммирования всех правильных ответов по данному субтесту. Максимальное количество баллов, которое может получить школьник за выполнение I-II субтестов, - по 26 баллов, III - 23 балла, IV - 25 баллов. Таким образом, общая максимальная оценка по всем 4 субтестам составляет 100 баллов.

    Интерпретация полученных школьником результатов производится следующим образом:

    100-80 баллов - высокий уровень умственного развития;
    79-60 баллов - средний уровень;
    59-40 баллов - недостаточный (ниже среднего) уровень развития;
    39-20 баллов - низкий уровень развития;
    меньше 20 баллов - очень низкий уровень.

    При обсуждении результатов следует учитывать не только общий уровень развития, но и роль каждой составляющей в общем результате. Важно оценить, насколько гармонично или асинхронно развиты диагностируемые интеллектуальные умения, а также какой из параметров значительно улучшает или ухудшает результат.

    Методика "Логические задачи".

    Методика разработана А. 3. Заком и предназначена для диагностики уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий у младших школьников. Результаты исследования позволяют установить степень развития теоретического способа решения задач в целом, сделать вывод об особенностях формирования у ребенка такого интеллектуального умения, как рассуждение, т. е. каким образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые предлагаются ему в качестве исходных, без привлечения других соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной условий.

    Методика может иметь как индивидуальное, так и фронтальное использование.
    Ориентировочное время работы: 30-35 минут.

    Инструкция испытуемым:

    "Вам даны листы с условиями 22 задач. Посмотрите на них. Первые четыре задачи простые: для их решения достаточно прочитать условие, подумать и написать в ответе имя только одного человека, того, кто, по вашему мнению, будет самым веселым, самым сильным или самым быстрым из тех, о ком говорится в задаче.

    Теперь посмотрите на задачи с 5 по 10. В них используются искусственные слова, бессмысленные буквосочетания. Они заменяют наши обычные слова. В задачах 5 и 6 бессмысленные буквосочетания (например, наее) обозначают такие слова, как веселее, быстрее, сильнее и т. п. В задачах 7 и 8 искусственные слова заменяют обычные имена людей, а в задачах 9 и 10 они заменяют все. Когда вы будете решать эти шесть задач, то можете "в уме " (про себя) вместо бессмысленных слов подставлять понятные, обычные слова. Но в ответах задач с 7 по 10 нужно писать бессмысленное слово, заменяющее имя человека.

    Далее идут задачи 11 и 12. Эти задачи "сказочные", потому что в них про известных всем нам зверей рассказывается что-то странное, необычное. Эти задачи нужно решать, пользуясь только теми сведениями о животных, которые даются в условии задач.

    В задачах с 13 по 16 в ответе нужно писать одно имя, а в задачах 17 и 18 - кто как считает правильным: либо одно имя, либо два. В задачах 19 и 20 обязательно писать в ответе только два имени, а в двух последних задачах - 21 и 22 - три имени, даже если одно из имен повторяется".

    Задачи для предъявления:

    1. Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?
    2. Саша сильнее, чем Вера. Вера сильнее, чем Лиза. Кто слабее всех?
    3. Миша темнее, чем Коля. Миша светлее, чем Вова. Кто темнее всех?
    4. Вера тяжелее, чем Катя. Вера легче, чем Оля. Кто легче всех?

    5. Катя наее, чем Лиза. Лиза наее, чем Лена. Кто наее всех?
    6. Коля тпрк, чем Дима. Дима тпрк, чем Боря. Кто тпрк всех?

    7. Прсн веселее, чем Лдвк. Прсн печальнее, чем Квшр. Кто печальнее всех?
    8. Вснк слабее, чем Рпнт. Вснп сильнее, чем Сптв. Кто слабее всех?

    9. Мпрн унее, чем Нврк. Нврк унее, чем Гшдс. Кто унее всех?
    10. Вшфп клмн, чем Двтс. Двтс клмн, чем Пнчб. Кто клмн всех?

    11. Собака легче, чем жук. Собака тяжелее, чем слон. Кто легче всех?
    12. Лошадь ниже, чем муха. Лошадь выше, чем жираф. Кто выше всех?

    13. Попов на 68 лет младше, чем Бобров. Попов на 2 года старше, чем Семенов. Кто младше всех?
    14. Уткин на 3 кг легче, чем Гусев. Уткин на 74 кг тяжелее, чем Комаров. Кто тяжелее всех?
    15. Маша намного слабее, чем Лиза. Маша немного сильнее, чем Нина. Кто слабее всех?
    16. Вера немного темнее, чем Люба. Вера немного темнее, чем Катя. Кто темнее всех?

    17. Петя медлительнее, чем Коля. Вова быстрее, чем Петя. Кто быстрее?
    18. Саша тяжелее, чем Миша. Дима легче, чем Саша. Кто легче?

    19. Вера веселее, чем Катя, и легче, чем Маша. Вера печальнее, чем Маша, и тяжелее, чем Катя. Кто самый печальный и самый тяжелый?
    20. Рита темнее, чем Лиза, и младше, чем Нина. Рита светлее, чем Нина, и старше, чем Лиза. Кто самый темный и самый молодой?

    21. Юля веселее, чем Ася. Ася легче, чем Соня. Соня сильнее, чем Юля. Юля тяжелее, чем Соня. Соня печальнее, чем Ася. Ася слабее, чем Юля. Кто самый веселый, самый легкий и самый сильный?
    22. Толя темнее, чем Миша. Миша младше, чем Вова. Вова ниже, чем Толя. Толя старше, чем Вова. Вова светлее, чем Миша. Миша выше, чем Толя. Кто самый светлый, кто старше всех и кто самый высокий?

    Правильные ответы :
    1. Толя.
    2. Лиза.
    3. Вова.
    4. Катя.
    5. Катя.
    6. Коля.
    7. Лдвк.
    8. Сптв.
    9. Мпрн.
    10. Вшфп.
    11. Слон.
    12. Муха.
    13. Семенов.
    14. Гусев.
    15. Нина.
    16. Вера.
    17. Коля и Вова.
    18. Дима и Миша.
    19. Катя, Маша.
    20. Нина, Лиза.
    21. Юля, Ася, Соня.
    22. Вова, Толя, Миша.

    Результаты исследования.

    1. Уровень развития умения понять учебную задачу

    Правильно решено 11 задач и более - высокий уровень.
    От 5 до 10 задач - средний уровень.
    Менее 5 задач - низкий уровень.

    2. Уровень развития умения планировать свои действия.

    Правильно решены все 22 задачи - высокий уровень.
    Не решены последние 4 (т. е. 18-22) - средний уровень.
    Менее 10 задач - низкий уровень.
    Решены только 1 и 2 задачи - ребенок умеет действовать "в уме" в минимальной степени.
    Решена только первая задача - не умеет планировать свои действия, затрудняется даже заменить в "уме" данное отношение величин на обратное, например, отношение "больше" на отношение "меньше".

    3. Уровень развития умения анализировать условия задачи.

    Правильно решены 16 задач и более, в том числе задачи с 5 по 16, - высокий уровень развития.
    Задачи с 5 по 16 решены частично (половина и более) - средний уровень.
    Задачи с 5 по 16 не решены - низкий уровень развития, ребенок не умеет выделить структурную общность задачи, ее логические связи.

    И.В. Баграмян, г. Москва

    Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

    Расхламляемся

    Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
    Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

    Искусство общения с родителями

    Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

    Что делать?

    Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

    Как не допустить измен

    Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

    Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

    Мышление одна из высших психических функций и начинает свое становление уже в 2-2,5 года. Формирование данного психологического процесса тесно . Какими методами можно изучить мышление дошкольников поговорим далее.

    Диагностика мышления дошкольников

    В дошкольном возрасте (3-6 лет) дети как губка впитывают знания об окружающем мире. Чем больше их ареол познания, тем больше характеристик окружающих объектов они знают и больше синонимов могут предъявить.

    Виды мышления, характерные для дошкольников :

    • наглядно-действенное (до 3 лет) – выражается в том, что узнавание свойств предмета происходит через физический контакт с ним;
    • наглядно-образное (от 3 до 5 лет) – в данный период малыш уже способен оперировать образами предметов, не имея их под рукой, заменять одни предметы другими в игре;
    • словесно-логическое (5–6 лет) – дети учатся оперировать абстрактными понятиями, без использования наглядных пособий, опираясь на рассуждения и доказательства.

    В дошкольном возрасте из трех описанных видов мышления наиболее развитыми являются первые два, словесно- только начинает развиваться. Именно поэтому в заданиях для дошкольников должны использоваться образы предметов, а не их словесные обозначения.

    Методики диагностики мышления у детей дошкольного возраста

    Наглядно-действенное мышление диагностируется у дошкольников с помощью достаточно простых методик, таких как, например, доски Сегена, “Почтовый ящик” и др.

    Диагностика наглядно-образного мышления

    Методика “Нелепицы”

    Методика направлена на выявление понимания ребенком простейших связей, отношений между животными и природой, а также его умения рассуждать логически. Методика состоит в предъявлении испытуемому картинки, на которой изображены животные в нелепых ситуациях, ребенку необходимо указать на нестыковки, объяснив, что не так, потом нужно рассказать, как правильно должен повести себя тот или иной персонаж. На выполнение задания даётся 3 минуты.

    Если за это время ребенок находит все 7 изображённых нелепиц, успевает рассказать, как должно быть на самом деле, - он получает самую высокую оценку, подтверждающую высокий уровень наглядно-образного мышления. Когда испытуемому не удается найти больше четырех нестыковок на рисунке, это говорит о слабо развитом наглядно-образном мышлении.

    В качестве материала даются фигуры, лишь половина которых контуром отображена на рисунке. Задача - точно повторить левую половину изображения с правой стороны. По итогам работы оценивается скорость ее выполнения, точность (контуры фигур изображены в тех же местах, что и с левой стороны, углы точно соединены) и аккуратность (линии нарисованы прямыми). Высший балл получают дети, затратившие на работу менее 90 секунд, выполнившие свою половину изображения, точно повторяя образец. Самый низкий балл присуждается дошкольникам, выполнившим задание за более чем 150 секунд, если линии не прямые, а углы соединены неверно.

    Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор

    В заданиях такого типа дошкольник должен найти недостающий фрагмент. Учитывая, что большая часть изображения дана, у ребенка должен возникнуть целостный образ, опираясь на который он может отыскать пропущенный фрагмент по принципу пазла. Существуют похожие задания, где приводится только часть изображения и нужно понять, какой цельный образ за ним скрывается.

    Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация)

    В данном виде заданий предлагается объединить предметы по образу и подобию или функционалу в группы или рассортировать по тем же признакам. Например, даётся набор предметов, среди которых нужно найти то, что может пригодиться в школе или в походе, чем пользуется доктор или повар. Также детей просят объединить рисунки в пары по их назначению (например, вилка + нож), цвету (помидор + клубника), форме (мяч + апельсин), взаимосвязи (пила + бревно) и др.

    Задания на нахождение закономерностей

    В таких заданиях даётся ряд с повторяющимися предметами, закономерность чередования которых нужно уловить (лист, цветок, лист, пропуск, лист) или ряд, где предмет изменяется по нарастающей и нужно угадать, как он будет выглядеть на определенном отрезке пути (круг – круг со стрелками – часы) и т.д.

    Четвертый лишний

    Задания содержат изображения предметов, среди которых нужно найти один лишний. Оставшиеся картинки нужно объединить под одним названием. Для детей трех лет это может быть набор: лиса, заяц, мяч, волк (лишний мяч, остальное - животные). Далее задание усложняется, например, даются рисунки: лиса, заяц, жираф, волк (лишний жираф, т.к. остальные животные живут в лесу).

    Диагностика творческого мышления

    Признанный факт: творчество - это больше процесс, чем конечный продукт. Творческий подход к делу означает постановку перед собой задачи и поиск способов ее наилучшего решения.

    Именно поэтому человека с творческими способностями отличает сильная потребность к познанию нового. Высокий уровень познавательной активности начинает проявляться в раннем возрасте, когда ребенок только начинает познавать мир. Увидеть ее проявления легко, наблюдая за малышом:

    • эмоциональные реакции на новые игрушки, предметы, ситуации проявляются ярко и находят положительный отклик на изменения;
    • большой интерес проявляется к новым людям, способам поведения, знаниям;
    • высокая потребность к подражанию, повторению услышанных слов, действий.

    Вопросы склонных к творчеству малышей могут быть неожиданностью для родителей и вызывать ступор, т.к. пытливый ум детей углубляется в интересующий вопрос. В 5 лет пытливые умы начинают проводить эксперименты, пробуя найти ответы самостоятельно. Также в 5-6 лет растущий уровень потребности к познанию окружающего мира подталкивает малыша уже самого пытаться отвечать на собственные вопросы. Поиск решений задач производится планомерно и последовательно. Ближе к младшему школьному возрасту у ребенка возникает потребность делиться своими открытиями с ближайшим окружением.

    Для оценки творческих способностей детей в психологии используется ряд критериев, выявленных американским учёным П.Торренсом:

    • продуктивность;
    • гибкость;
    • оригинальность;
    • разработанность творческих идей и решений.

    Для оценки творческих способностей детей дошкольного возраста применяются методики, дающие простор для фантазии, в процессе работы над заданием ребенок может проявить себя и раскрыть свой творческий потенциал.

    Методики для диагностики творческих способностей дошкольников

    Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой

    В ходе исследования детей просят сочинить собственную сказку, потом оценивается ее продуктивность, оригинальность и вариативность. Низший балл получают участники, отказавшиеся от предложенного задания, пересказавшие известную сказку. Высший балл - дети, которым удалось самостоятельно придумать сказку и подробно ее изложить.

    Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптация Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо)

    Методика содержит две фигуры (капля и боб), бланк с незавершенными контурами изображений и бланк с повторяющимися линиями, которые применяются для решения трёх задач (длительность выполнения каждой - 10 минут):

    1. “Нарисуй картинку” - для создания рисунка используются тестовые фигуры. Исходные формы можно дополнять нужными деталями, а далее нужно придумать название для получившейся картины.
    2. “Незавершённые фигуры” - ребенку предлагается представить, на что могут быть похожи 10 исходных незаконченных фигур. Каждая из них привязана к устойчивому образу, но чем креативнее созданное изображение, тем более творческим является мышление дошкольника. Каждой законченной картинке необходимо дать название.
    3. “Повторяющиеся фигуры” - дошкольнику даётся бланк, на котором изображены повторяющиеся парные линии. Из каждой пары линий необходимо создать рисунок. Для этого задания важно рисовать без повторений, придумывая разные изображения.

    Оценка выполненных работ производится с учётом продуктивности, гибкости, оригинальности и детализации выполненных заданий.

    Творческое задание “Покажи, как двигается, говорит”

    В этой методике используются карточки с изображением одушевлённых и неодушевлённых предметов. Для каждого из них ребенку необходимо придумать речь, манеру говорить, язык и способ движения. После предъявления выстроенных образов происходит оценка: для высокого уровня творческого мышления характерна точность, целостность представленного образа и выразительность его предъявления; на низком уровне образ не передается точно и выразительно.

    Творческое задание “Три краски”

    Дошкольнику предлагают выбрать три краски, которые подходят друг другу, и заполнить ими лист целиком. Далее спрашивают, на что похож этот рисунок, что он напоминает ребёнку. Если у дошкольника возникают трудности, разрешается добавить в рисунок недостающие детали. После распознавания образов, скрытых в рисунке, ребенку предлагают придумать к нему как можно больше названий. Чем больше испытуемый может увидеть образов и придумать интересных названий для изображения, тем лучше развито его творческое мышление.

    Благодаря этому упражнению можно не только проводить диагностику творческого мышления, но и развивать фантазию и художественное восприятие.

    Творчество, как психологический процесс, многогранно, поэтому требует комплексную диагностику для получения достоверных результатов.

    Заключение

    Чем взрослее становится ребенок, тем сложнее становится организация его нервной системы. Для ему нужна помощь взрослых, которые помогут ему познать этот мир. Поэтому следует как можно раньше начинать заниматься с детьми, формируя их интерес к окружающему миру.